Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Путь профессионального образования | Издательский дом
#

Путь профессионального образования

 


Председатель комитета по транспортному строительству Ассоциации «Национальное объединение строителей», генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

Профессиональное образование в России находится в процессе преобразований. С одной стороны, внедряются новые образовательные стандарты, проводится реорганизация структур учебных заведений. С другой стороны, с развитием техники и технологий появляются новые требования к уровню знаний специалистов, разрабатываются современные профессиональные стандарты, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

 

 

Взаимодействие с Федеральным дорожным агентством

 

Саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» занимается всеми направлениями подготовки и переподготовки кадров, включая разработку нормативных документов, участие в государственных экзаменационных комиссиях ведущих профильных вузов России, повышение квалификации ИТР и подготовку рабочих кадров. Работа ведется в контакте с отраслевыми ведомствами и общественными объединениями. Согласно Федеральному закону № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании» и постановлению Правительства РФ от 29 ноября 2012 года № 2204-р, в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) Минтранса России был утвержден «План первоочередных мероприятий по обеспечению качества и модернизации дорожного хозяйства». В соответствии с ним состоялось совещание (протокол № НБ-19/13 от 1 августа 2013 года), на котором саморегулируемой организации НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», объединяющей ведущие отраслевые предприятия в области дорожного строительства, было предложено принять участие в формировании «Системы непрерывного дополнительного профессионального образования работников дорожного хозяйства».

 

Совместно с Федеральным дорожным агентством была создана рабочая группа. Ее участники проанализировали вопросы подготовки кадров на современном этапе развития общества и наметили пути:

·         разработки профессиональных стандартов для дорожной отрасли;

·         разработки отраслевой рамки квалификаций дорожной отрасли;

·          создания отраслевой системы оценки и сертификации профессиональных компетенций работников дорожного хозяйства;

·          разработки программы социальной адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях дорожного хозяйства;

·          организации обучения профессиональных рабочих кадров.

 

 

Современная структура профобразования

 

Долгое время структура профобразования в России состояла из трех ступеней: начального, среднего и высшего профессионального образования. С 1 сентября 2013 года в нашей стране действует новая схема подготовки кадров. Начальное и среднее образование теперь не разделяются. Проводится структурное объединение общеобразовательных школ, профтехучилищ и колледжей (техникумов). В таких комплексных учебных заведениях будут готовить квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (техников). Высшие учебные заведения переходят на выпуск бакалавров и магистров, оставив подготовку специалистов лишь для отдельных видов инженерных специальностей.

 

Новый подход к образованию оставляет немало нерешенных вопросов, касающихся использования специалистов в практической работе. В действующем сейчас Едином квалификационном справочнике (ЕКС) нет, например, сведений об уровне квалификации бакалавра или магистра, непонятно, кем они могут работать на производстве. Чтобы дать ответ на этот и другие вопросы, на основании опыта других стран Правительство РФ поставило задачу по созданию национальной системы профессиональных стандартов.Необходимость их разработки и введения определена Указом Президента Российской Федерации № 597 от 05 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной социальной политики».

 

 

Разработка профессиональных стандартов

 

Система национальных стандартов должна установить современный уровень требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющим ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию (трудовые функции) в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

При этом уровень требований должен быть одинаковым для профессиональных и для образовательных стандартов. Соответственно, в профессиональных стандартах должны отражаться требования работодателей к результатам обучения работников, а образовательные стандарты, в свою очередь, должны излагать требования к соответствующим программам обучения для достижения поставленного результата.

 

Система квалификаций, заложенная в Национальных профессиональных стандартах, призвана обеспечить соответствие качества подготовки специалиста выдаваемым документам о получении той или иной специальности. В ее основе лежат уровни квалификаций, представляющих собой обобщенное описание требований к квалификациям работника, признаваемым на общефедеральном уровне. Они содержат следующие показатели:

·         полномочия и ответственность;

·         характер умений;

·         характер знаний;

·         основные пути достижения уровня квалификации.

 

В 2008 году Министерством труда и социальной защиты была разработана национальная рамка квалификаций Российской Федерации, которая применяется в целях:

·         формирования единой системы квалификаций;

·          разработки отраслевых рамок квалификаций;

·        установления единых требований к квалификации работников при разработке профессиональных и образовательных стандартов.

 

 

Приказом Минтруда РФ № 148-н от 12 апреля 2012 года утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. В ее основе лежат девять уровней квалификации, представляющие собой обобщенное описание единых требований к квалификации работников. Единые требования могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

 

3 декабря 2012 года Федеральным законом № 236-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, которые определили и конкретизировали понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

 

Квалификация работника –уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

 

В мае 2013 года появилась нормативно-правовая база для разработки профессиональных стандартов (поправки в ТК РФ, Постановление Правительства РФ «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», приказы Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2012 года № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта» и № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).

На основе этих документов в 2014 году были разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ 14 проектов профессиональных стандартов. Из них 8 стандартов имеют прямое отношение к дорожной отрасли и разрабатывались в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) при непосредственном участии СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Для качественной оценки разрабатываемых документов привлекалась группа экспертов из высокопрофессиональных специалистов предприятий – членов партнерства.

 

В 2015 году работа продолжилась. Совместно с партнерством, на основании договора с Ассоциацией «Национальное объединение строителей» были разработаны 5 проектов профессиональных стандартов для дорожной отрасли по рабочим специальностям, из которых 4 (машинист автогрейдера, машинист бульдозера, машинист экскаватора, машинист укладчика асфальтобетона) прошли общественное обсуждение и рекомендованы для рассмотрения на Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее Национальный совет), созданном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249.

Кроме профессиональных стандартов по рабочим специальностям, партнерство совместно с Ассоциацией «Национальное объединение строителей» приняло участие в разработке 8 проектов профессиональных стандартов по инженерно-техническим работникам и руководителям строительных организаций. Из них 6 проектов профессиональных стандартов уже утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ и вошли в реестр профессиональных стандартов.

 

В настоящее время саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» продолжает участвовать в разработке стандартов и в осуществлении контроля за их применением. С целью формирования и поддержки функционирования национальной системы профессиональных квалификаций Национальный совет создал Советы по профессиональным квалификациям (СПК). В рамках Ассоциации «НОСТРОЙ» действует СПК в строительстве, в состав которого входит генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». С учетом того, что Распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2015 года № 881-р Советами по профессиональным квалификациям (СПК) для проведения оценки квалификаций организуются независимые Центры оценки профессиональных квалификаций (ЦОК), партнерство планирует создать такой Центр по оценке квалификаций инженерно-технических работников.

 

 

Повышение квалификации и аттестация ИТР

 

Важным условием качества строительства и поддержания высокого уровня профессионализма стало регулярное повышение квалификации специалистов инженерно-технического состава. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Общим собранием партнерства «Положением о порядке и условиях обучения руководителей и специалистов организаций – членов Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ», повышение квалификации должно проводиться не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности специалиста. Обучение проводится в 39 высших учебных заведениях России, имеющих соглашение о сотрудничестве с СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Повышение квалификации проводится по 16 учебным программам, согласованным с партнерством и разработанным с учетом уровня знаний, необходимых для допуска к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

Для контроля своевременного повышения квалификации создана база данных специалистов, заявленных при получении свидетельства о допуске к видам работ от СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». По состоянию на 20 декабря 2015 года она составляет 8057 ИТР, и все они прошли повышение квалификации в обозначенные партнерством сроки.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом № 240-ФЗ минимально необходимым требованием к выдаче свидетельств о допуске, помимо требования к повышению квалификации, является требование по прохождению аттестации руководящих работников и специалистов организации. Для проведения этой процедуры партнерством разработано и утверждено на общем собрании «Положение о порядке проведения аттестации», по которому сформированы аттестационные комиссии при вузах, проводящих повышение квалификации. В составы аттестационных комиссий обязательно входят представители СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

 

Участвуя в реализации программы поддержки предприятий малого бизнеса, которую проводит Ассоциация «Национальное объединение строителей», партнерство организует бесплатное повышение квалификации с проведением аттестации для специалистов, работающих на предприятиях малого бизнеса. В состав СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» входят 137 таких организаций. К ним относятся предприятия с численностью работающих до 100 человек и выручкой за прошедший год без учета налогов не более 400 млн рублей. В 2012–2015 годах прошли бесплатное обучение 612 специалистов – представителей 118 организаций.

 

 

Подготовка рабочих кадров

 

Для качественного и безопасного выполнения строительных работ в подрядных организациях должны работать не только профессиональные специалисты с высшим образованием, но и высококвалифицированные рабочие, обладающие теоретическими знаниями и практическими навыками работы с современными технологиями и материалами.

Формирование современной базы подготовки рабочих специалистов началось с опроса руководителей предприятий, входящих в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». В результате выяснилось, что члены партнерства на постоянной основе взаимодействуют с 50 учебными центрами России. Среди специальностей, по которым в них ведется обучение, было названо 26 основных рабочих профессий, необходимых для дорожно-транспортного строительства.

 

В течение двух лет специалисты СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» обследовали учебные центры и оценивали качество подготовки рабочих кадров в соответствии с разработанными в партнерстве показателями и специальной системой баллов. В число сравнительных характеристик вошли такие критерии, как:

·         количество обучающихся по дорожно-строительным специальностям за 5 лет;

·         наличие квалифицированного преподавательского состава;

·         оснащенность учебных классов;

·         наличие тренажеров;

·         наличие полигонов для практических занятий;

·         возможность проживания на период обучения;

·         опыт подготовки специалистов по дорожным профессиям.

 

В результате было определено 29 центров, которые проводят наиболее качественное обучение и переподготовку рабочих специалистов. С ними заключены договоры о сотрудничестве в области подготовки рабочих кадров для организаций – членов СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Взаимодействие с центрами подготовки рабочих кадров показало, что в современных условиях очень многое зависит от администрации. Каждый руководитель центра по-своему пытается привлечь учащихся и повысить качество подготовки специалистов. Одни делают упор на компьютерные, виртуальные средства обучения, другие по старинке готовят макеты, позволяющие показать принцип работы современной техники, третьи находят спонсоров для приобретения учебных тренажеров, машин и механизмов, четвертые опираются на проведение практики в условиях реального строительства.

 

Партнерство исходит из того, что в рамках системы непрерывного профессионального образования уровень подготовки кадров должен быть единым, независимо от места расположения учебного заведения и возможностей администрации центров. Для этого необходимо налаживать координацию обучения рабочих кадров. В числе первоочередных задач:

·          организация централизованного набора учащихся по узкопрофильным специальностям;

·          согласование программ обучения;

·         помощь в обеспечении методическими рекомендациями;

·         содействие в укомплектовании квалифицированными преподавательскими кадрами;

·          участие в аттестации выпускников учебных центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика