Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Авиационные реалии | Издательский дом

Авиационные реалии

 

Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов

 

По итогам деятельности гражданской авиации в 2015 году отмечается выраженное перераспределение пассажиропотока с международных (падение на 13,8%) в пользу внутренних перевозок (рост 14,6%).

 

 

Непростая экономическая ситуация не может не отражаться на авиационной отрасли. Cредняя стоимость перевозки одного пассажира российскими авиакомпаниями в текущем году выросла всего на 8,7% и составила 6700 рублей, при этом расходы авиакомпаний, связанные с лизингом воздушных судов, которые оплачиваются в иностранной валюте, выросли почти вдвое, стоимость авиатоплива возросла в среднем на 12%.

 

За 2015 год российскими авиакомпаниями было перевезено более 80 млн пассажиров, что почти на 0,5% выше показателя за аналогичный период 2014 года. В структуре авиаперевозок отмечается выраженное перераспределение пассажиропотока с международных (падение на 13,8%) в пользу внутренних перевозок (рост более 16%), местные перевозки по сравнению с 2014 годом выросли на 5%. Полагаю, что уход авиакомпаний в менее рентабельный сегмент рынка авиаперевозок является для них вынужденной мерой, они ищут возможность сохранить ранее достигнутые масштабы бизнеса с учетом ряда реализуемых программ субсидирования внутренних перевозок, препятствующих сжатию этого сегмента рынка.

Российские аэропорты обслужили более 126 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах. Объемы перевозок пассажиров через аэропорты России за указанный период текущего года увеличились на 2,5% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом.

 

 

Антикризисные меры

 

В рамках реализации антикризисных мер Правительства РФ в 2015 году был принят Федеральный закон, предусматривающий установление 10%-ной ставки НДС на внутренние воздушные перевозки до конца 2017 года. Эффект от указанной меры, по предварительному анализу, уменьшил налоговую нагрузку на авиакомпании в 2015 году примерно на 20 млрд рублей. Тем не менее по итогам первого полугодия 2015 года совокупный финансовый результат авиакомпаний снизился почти в три раза по отношению к аналогичному предыдущему периоду, убыток увеличился с 9 до 28 млрд рублей. Предполагается, что тренд до конца года не изменится.

 

По этой причине продолжается работа по сокращению НДС до нулевой ставки, что даст около 20 млрд рублей и помогло бы компенсировать выпадающие доходы от сокращения международных авиаперевозок и выровнять финансовые показатели наших авиакомпаний.

Другим серьезнейшим вызовом для нас стало практически исключение из международных направлений трех стран: Украины, Египта и Турции, что, безусловно, отразится на сокращении регулярных перевозок. Совокупный объем «выпадающих» пассажиров по этим направлениям составляет порядка 8 млн человек, это серьезная доля рынка, около 9%.

В рамках Межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, рассматривается вопрос об оказании адресной государственной поддержки в виде обеспечения по кредиту в отношении ОАО «Уральские авиалинии» и ОАО «ЮТэйр».

 

Реализован проект подготовки к проведению встречи глав государств и правительств БРИКС и заседания Совета глав государств – членов ШОС, был открыт новый международный терминал аэропорта Уфы. В этом году в полном объеме завершился самый успешный в Европе проект ГЧП – строительство аэровокзального комплекса и новых терминалов в Петербурге.

К чемпионату мира по футболу 2018 года проводится масштабная модернизация аэропортов в Калининграде и Воронеже, в Ростове-на-Дону строится новый аэропорт Южный.

 

Введены в эксплуатацию аэропортовые терминалы в Екатеринбурге и Самаре. К концу года будет открыт новый пассажирский терминал в Нижнем Новгороде. В начале 2016 года планируется завершить реконструкцию аэропортового комплекса в Волгограде. За счет внебюджетных источников полностью построен аэропорт в поселке Сабетта на полуострове Ямал. Реконструированы аэропорты Владикавказа, Махачкалы. Продолжается модернизация аэропортов в Петропавловске-Камчатском, Екатеринбурге, Уфе. Начата реконструкция аэродромной инфраструктуры в аэропортах Норильска, Нижнекамска, Ульяновска, Хабаровска, Якутска и Кызыла. Запущено строительство нового аэропорта в Саратове.

 

 

Регионам нужны крылья

 

Государство продолжит оказывать помощь авиакомпаниям в развитии региональных авиаперевозок. На внутренние авиаперевозки в качестве антикризисной меры предлагается обнулить НДС для поддержки российских авиаперевозчиков. Господдержка региональных и местных авиаперевозок в этом году реализуется с помощью пяти программ субсидирования региональных воздушных перевозок на территории нашей страны. На эти цели в 2015 году предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 9,2 млрд рублей. Объем перевезенных с использованием мер господдержки пассажиров за 2015 год составил 1,4 млн человек на общую сумму 7,33 млрд рублей, то есть каждый дополнительный пассажир обошелся федеральному бюджету в 5,3 тысячи рублей, что в 1,5–2 раза меньше по сравнению с лучшими международными практиками программ субсидирования США и Европы.

 

Кроме того, уже сейчас внесены изменения в программу субсидирования перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны (количество маршрутов увеличено до 67), расширены категории граждан, имеющих право на перелет по специальному тарифу, – включены инвалиды с детства II и III групп.

 

В результате ухода с рынка авиаперевозок такого крупного игрока, как «Трансаэро», воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока не пострадали. Беспрерывная связь с Дальним Востоком в полном объеме обеспечена другими перевозчиками. Ряд маршрутов, на которых перевозки осуществлялись исключительно «Трансаэро», заняли такие авиакомпании, как «ВИМ-Авиа», «Икар», «ЮТэйр». В свою очередь «Аэрофлот» поставил на ряд направлений на Дальнем Востоке более вместительные самолеты. Вопрос с увеличением перевозочных мощностей на данном направлении решается, к нему готово подключиться большинство авиакомпаний.

В 2015 году льготными воздушными перевозками между городами центральной части России и дальневосточным регионом воспользовались 479 тысяч пассажиров. Программа действовала с 1 апреля и до 31 октября 2015 года, в ней принимали участие 11 российских авиаперевозчиков. Наибольшее количество пассажиров по субсидируемым маршрутам перевезли авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» – почти 154 и 136 тысяч человек соответственно.

 

 

Проверка пройдена

 

Завершилась проверка Российской Федерации комиссией Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В период с 19 по 30 октября эксперты ИКАО завершили второй этап проверки, начатой в 2014 году. Эксперты проверили систему государственного контроля за обеспечением безопасности полетов в части воздушного законодательства, организационной структуры уполномоченных органов в области гражданской авиации, выдачи свидетельств авиационному персоналу, эксплуатации воздушных судов и поддержания летной годности воздушных судов.

 

Аудиторы проверили работу Минтранса, МАКа, Росавиации, Ространснадзора, территориальных управлений Росавиации и Ространснадзора в Екатеринбурге на соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в которой завершилась проверка, в отчете комиссии было отмечено, что государственная система контроля за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации обеспечивается на приемлемом уровне, при этом превышая среднемировые результаты проверок ИКАО. Полученные в результате проверки комментарии специалистов ИКАО послужат основанием для корректирующих мероприятий и для дальнейшей работы по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли.

 

 

Меры безопасности

 

В связи с возросшей угрозой незаконного вмешательства в отношении воздушных судов российских авиакомпаний, вылетающих из иностранных аэропортов в РФ, мы направили обращения авиационным властям соответствующих стран с предложениями по организации дополнительных мер безопасности в аэропортах. В частности, планируется организовать дополнительный досмотр пассажиров перед посадкой на борт самолетов с применением ручных металлодетекторов и детекторов следов взрывчатых веществ. Такому досмотру подлежит не менее 20% вещей, находящихся у пассажиров.

 

Также нужно обеспечить досмотр и контроль комплектования, доставки и загрузки грузов, почты, бортовых запасов и питания в самолеты сотрудниками авиационной безопасности аэропортов. Необходим непрерывный контроль сотрудниками служб авиационной безопасности багажа пассажиров в процессе его предполетного досмотра и погрузки на борт воздушного судна; воздушных судов с момента их постановки на стоянку по прилету до момента отгона трапа при вылете. В процессе технического и коммерческого обслуживания воздушных судов нужен контроль допуска персонала, назначенного на выполнение указанных работ.

 

Кроме того, мы планируем инспекционные визиты представителей Росавиации и других компетентных органов в зарубежные аэропорты. По результатам аудиторских проверок будут подготовлены предложения вплоть до закрепления на законодательном уровне требования обязательного аудита иностранного аэропорта при осуществлении полетов на территорию РФ в независимости от того, какой авиаперевозчик будет осуществлять полеты – российский или иностранный, с последующей валидацией аэропорта уполномоченным органом.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика