Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Полет из века в век | Издательский дом
#

Полет из века в век

 

Директор ГУП Республики Крым «Универсал-Авиа» Петр Небесный

 

В 2016 году предприятие отметит 75-летний юбилей, которому предшествовали зарождение, становление и развитие, времена расцвета, побед, глубокого кризиса и выхода из него. Все эти периоды жизни позволили «Универсал-Авиа» стать известным и уважаемым во всем мире.

 

 

«Универсал-Авиа», основанное 03 марта 1941 года как авиационное предприятие для выполнения специальных видов авиационных работ, в ходе развития превратилось в ведущее предприятие по эксплуатации вертолетной техники на Украине.

 

 

Небесные тропы истории

 

Важнейшим событием в развитии крымской гражданской авиации было решение Крымского ОК ВКП от 2 февраля 1932 года об утверждении местных аэролиний и титульных списков на строительство аэродромов:

·         Симферополь – Феодосия – Ленино – Керчь – Симферополь;

·         Симферополь – АК – Мечеть – Ишунь – Симферополь.

 

21 января 1936 года Совет народных комиссаров Крымской АССР принял Постановление «Об отводе участка земли для строительства аэропорта второй группы Главного управления Воздушного флота», в котором говорилось о своевременном и необходимом открытии воздушной линии Симферополь – Москва, которая начала функционировать в июне 1936 года.

 Так началась история Крымского авиаотряда, ставшего через много лет предприятием «Универсал-Авиа».

 

 Изначально для формирования отдельного Симферопольского звена спецприменения местных воздушных линий и санитарной авиации Московского управления ГВФ были выделены самолеты из Саратова, Пензы, Ростова, а также три ПО-2, числившихся за Крымом. Для работников авиаотряда и членов их семей правительство Крыма выделило общежитие на 20 человек и 6 квартир. Начались летные будни. В Бахчисарайском и Карасубазарском районах проводились полеты по опылению леса и колхозных садов. Осуществлялись полеты по трем почтово-пассажирским местным линиям:

·         Симферополь – Евпатория – Ак – Мечеть – Раздольное – Симферополь;

·         Симферополь – Биюк-Онлар (Октябрьское) – Джанкой – Красный Перекоп – Первомайск – Симферополь;

·         Симферополь – Кировское – Ленино – Керчь – Симферополь.

 

 В Симферопольском аэропорту курсировали пассажирские самолеты Ли-2, ПР-5 по маршрутам: Симферополь – Москва, Симферополь – Киев, Симферополь – Харьков. В городе имелось агентство по продаже авиабилетов.

 

 Все складывалось удачно, пока мирное течение будней не было прервано войной.

 

Отдельному Симферопольскому авиазвену был отдан приказ поступить в распоряжение штаба ВВС Крыма и выполнять все его указания до особого распоряжения. С 1 июля 1941 года Авиаотряд переходит в подчинение ВВС Черноморского флота. В военные годы Авиаотряд принимал активное участие в обороне Одессы, Севастополя, борьбе на Керченском полуострове, битве за Кавказ и освобождении Крыма, оказывал помощь Крымскому партизанскому движению.

 

 Закончилась война, и перемены новой, мирной жизни коснулись и Авиаотряда. Авиаэскадрилья была расформирована, и на ее базе созданы 252-й авиаотряд спецприменения ГВФ и Симферопольский аэропорт, которые в 1952 году были объединены в одно предприятие – 79-й объединенный Авиаотряд, а в дальнейшем, в 1971 году выделено в самостоятельное авиационное предприятие – Заводской объединенный авиационный отряд. Получившему юридическую самостоятельность предприятию было передано 22 самолета Ан-2, 16 вертолетов Ка-15, 26 вертолетов Ми-1, 11 вертолетов Ми-2, а также 65 единиц спецавтотранспорта. В дальнейшем парк воздушных судов пополнился вертолетами и Ми-2, Ми-8Т, Ми-8 МТВ, что позволило сделать работу предприятия более продуктивной и выполнять работы не только по перевозкам, обслуживанию сельского хозяйства, но и принять участие в строительстве г. Ноябрьска, в Тюмени, производить работы в Надыме, Уренгое, Сургуте, обслуживать Черноморнефтегазпром. А в дальнейшем выйти и на международный уровень.

 

 

В рамках гуманитарных и миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ экипажи выполняли работы в Непале, Судане, Южном Судане, Пакистане, Сомали, Македонии, Либерии, Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Танзании, Конго, Гаити, Мьянме, Косово, Тонго, Чаде, Таджикистане, Афганистане, Албании, Абхазии, Грузии. Обеспечивали тушение лесных пожаров в Турции, Испании, Греции, на Кипре, выполняли уникальные строительно-монтажные работы с использованием вертолетов в России, Украине, Белоруссии, а также осуществляли поисково- спасательные работы и оказывали помощь морским судам, терпящим бедствие в акваториях Черного и Азовского морей.

 

 

 Прошли десятилетия. В чем-то мир изменился, а в чем-то остался прежним. Но, как и десятки лет назад, вертолетчики «Универсал-Авиа» продолжали трудиться во многих горячих точках нашего земного шара, принося людям на своих винтокрылых машинах надежду, спасение и веру в будущее.

 

 

«Универсал-Авиа» в XXI веке

 

 «Универсал-Авиа» сегодня – единственное сохранившееся на постсоветском пространстве государственное авиационное предприятие, имеющее более чем тридцатилетний опыт эксплуатации отечественных многоцелевых вертолетов Ми-8 различных модификаций и способное выполнять авиационные работы любого вида сложности.

 

 

Летный отряд

 

Основная задача летного отряда – выполнение производственного задания, которое поставлено перед предприятием, с соблюдением всех норм безопасности полетов. В понятия «выполнение производственного задания с соблюдением всех норм безопасности полетов» входит вся жизнь и работа специалистов. Летный отряд состоит из высококвалифицированных пилотов, штурманов, бортовых инженеров, безраздельно отдавших свою душу небесной профессии. Со временем часть людей покидает предприятие. На их места приходят другие. К нам пришли пилоты после летных училищ, теоретически подготовленные, со знанием английского языка. Но основной костяк остался прежним. Люди быстро понимают, что необходимо сделать, чтобы работать в новых условиях, поэтому проводится регулярное и своевременное повышение квалификационного уровня сотрудников. Так как опыт работы у них огромный, они до сих пор остаются в строю, до сих пор летают.

 

 

Инспекция по качеству

 

 Продуктом предприятия являются авиационные перевозки. И этот продукт должен быть качественным. Инспекцией по качеству выполняется контроль выполнения всех авиационных работ, полетов, перевозок. В связи с тем что есть много специальных видов работ: пожаротушение, полеты на морские буровые установки, перевозка грузов на внешней подвеске, функционирование данной службы обеспечивает недопущение к работе летчиков без специальной подготовки и квалификации.

 

 

СПАСОП

 

В каждом аэропорту или в авиапредприятии существуют аварийно-спасательные службы. Также данная служба функционирует и на предприятии ГУП РК «Универсал-Авиа». Самое сложное в летном деле – это взлет и посадка. Именно при взлете и посадке чаще всего возникают аварийные ситуации, ликвидацией которых и занимается данная служба, – оказание первой медицинской помощи, гашение пожара и так далее.

 

 

АТБ

 

АТБ состоит из участка авиационного радиоэлектронного оборудования, технического обслуживания воздушных судов по планеру и двигателю, группы подготовки производства и управленческого аппарата. На всех этих участках заняты люди, на плечах которых лежит вся ответственность за техническую подготовку самолетно-вертолетного парка к безопасным полетам. Уверенность летчиков в том, что полет будет безопасным, зависит в большой степени от работников АТБ.

 

 

Служба наземного обеспечения

 

 Подготовка взлетно-посадочной полосы или площадки, поддержание в рабочем состоянии аэродрома, организация связи, электроснабжения. В связи с тем что меняется время и технологии, настоящей службой на аэродроме производится замена старого оборудования на новое.

 С августа 2014 года предприятие выполняет авиационные работы по контрактам с рядом заказчиков, осуществляющих строительство и эксплуатацию объектов на территории Кавказского государственного природного заповедника. В настоящее время общий налет на этих работах составил более 1000 часов.

 

 

 На предприятии сложился коллектив профессионалов высочайшего класса. Да, в настоящее время есть определенные трудности переходного периода, но коллектив предприятия уверен, что справится, и, работая в сложнейших, а порой и экстремальных условиях в разных странах мира, сотрудники заработали высокий международный авторитет. Теперь этот авторитет работает на наше предприятие, которое уверенно шагнуло в двадцать первый век.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика