Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Стратегические перспективы морского транспорта | Издательский дом

Стратегические перспективы морского транспорта

 

И. о. руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Сергей Горелик

 

Выполняя морские перевозки товаров российской внешней торговли, обеспечивая более 90% грузооборота в международном сообщении, морской транспорт играет роль одного из значимых инструментов обеспечения экономической и социальной стабильности Российской Федерации.

 

 

Территорию России омывают воды трех из четырех мировых океанов: Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого. Протяженность морских границ России существенно больше, чем сухопутных, – 38,8 тысячи км и 14,5 тысячи км соответственно, что лишний раз подчеркивает значение морских сообщений.

Важнейшую роль в обеспечении внешнеторговых связей играют морские порты России. В реестр морских портов России включены 63 порта, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трех океанов.

 

 

Грузооборот морских портов

 

Несмотря на замедление темпов экономического роста, которое наблюдается с 2012 года, и даже прогнозируемую отрицательную динамику по ряду отраслей, рост грузооборота морских портов сохранился. Объем перевалки грузов в морских портах России за 2014 год увеличился по сравнению с 2013 годом на 5,7% и составил 623,6 млн тонн. Сложившаяся динамика объемов перевалки грузов в морских портах страны за 9 месяцев текущего года позволяет прогнозировать достижение показателя в 2015 году в объеме 630–640 млн тонн.

 

 Ведущим по грузообороту в настоящее время является Балтийский морской бассейн. Здесь перегружаются 35,8% всех грузов. Основными портами являются Санкт-Петербург и Усть-Луга.

 На втором месте по грузообороту находится Азово-Черноморский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспортных порта: Новороссийск и Туапсе.

 В Каспийском бассейне самыми крупными являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала.

 Третий по значению – Дальневосточный. Основные порты в нем – современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов, редко замерзающие Владивосток и Находка. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

 

 

Развитие Арктической зоны

 

 Несмотря на то что на долю Арктического бассейна приходится лишь 5,6% общего грузооборота, стратегические перспективы морского транспорта обусловлены дальнейшим ростом перевозок в Арктике. Развитие территории связано не только с обустройством инфраструктуры Северного морского пути, но и с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Строительство, реконструкция и модернизация портов осуществляются на средства федерального бюджета, операторов морских портов, привлекаемых средств инвесторов. С 2010 года в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы России», а также Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» за счет средств федерального бюджета реализуются проекты по увеличению пропускной способности российских морских портов путем строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных терминалов, обновлению и пополнению морского транспортного флота.

 

 

Производственные мощности

 

Общий объем финансирования на развитие портовых мощностей и строительство обеспечивающего флота в рамках подпрограммы «Морской транспорт» за предыдущие годы составил более 572,7 млрд рублей, из которых 129,2 млрд рублей – средства федерального бюджета.

 Прирост производственных мощностей в 2014 году составил 22,5 млн тонн. Ведется наращивание специализированных перевалочных мощностей по отдельным видам экспортных грузов, таким как нефть, уголь, зерно. Можно отметить ввод комплекса наливных грузов в порту Усть-Луга, угольного комплекса в порту Высоцк, зернового и насыпного терминалов в порту Калининград.

 

 

«Бронка»

 

В 2015 году ожидается ввод портовых мощностей в объеме 19,5 млн тонн. Одним из наиболее ожидаемых объектов является многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка».

 Проект строительства многофункционального морского перегрузочного комплекса имеет стратегическое значение для развития транспортной и портовой инфраструктуры России. «Бронка» будет включать в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Площадь контейнерного терминала составит 107 га, терминала накатных грузов – 57 га, логистического центра – 42 га. Длина причальной линии контейнерного терминала составит 1176 м (5 причалов), терминала накатных грузов – 630 м (4 причала). Пропускная способность 1-й очереди ММПК «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тысяч ед. ро-ро грузов. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тысяч ед. ро-ро грузов в год. После завершения строительства порт сможет принимать контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar.

 

 

Драйверы роста

 

Увеличение перегрузочных мощностей морских портов и развитие морского транспорта не только отвечают потребностям грузоотправителей, но и становятся драйвером роста всей экономики нашей страны.

 Сегодня основная часть объектов морской инфраструктуры сконцентрирована в западноевропейской части России – прежде всего на Черном и Балтийском морях. Освоение месторождений континентального шельфа в Арктике и шельфа Сахалина предполагает наращивание транспортного потенциала на северном и дальневосточном направлениях. За последние 10 лет он вырос почти в два раза за счет строительства современных перегрузочных комплексов для перевалки угля, сырой нефти и сжиженного газа.

 Для наращивания перевалочных мощностей портов Дальнего Востока начаты проекты по строительству перегрузочных комплексов, например в порту Восточный в районе мыса Петровского (17 млн тонн угля и 3 млн тонн железорудного сырья в год) и в порту Ванино в бухте Мучке (до 24 млн тонн угля в год).

 Строительство крупнейшего за полярным кругом морского порта Сабетта на полуострове Ямал преследует ряд важных целей, среди которых расширение производственных мощностей и увеличение производства сжиженного природного газа, а также освоение новых нефтегазоносных провинций, расположенных в северной части полуострова Ямал, полуострова Гыдан и северной части акватории Обской губы.

 

 

Снижение риска морских аварий

 

В морских портах нашей страны на экспорт в основном переваливаются опасные грузы. Одной из мер по снижению риска морских аварий является создание и поддержание на должном уровне систем обеспечения безопасности мореплавания. Оказание комплексных услуг по безопасному судоходству в пределах акватории 30 морских портов и на подходах к ним осуществляется с использованием 22 СУДС. В 2014 году с их использованием оказаны услуги 698,6 тысячи судов. В 2015 году планируются завершение строительства СУДС Кандалакшского залива, в рамках которого создается береговая станция морского района А1 ГМССБ, завершение реконструкции объектов морских районов А1, А2 ГМССБ на подходах к порту Астрахань.

 Наряду с обеспечением безопасности судоходства важным аспектом работы отрасли является транспортная безопасность. В целях реализации требований Закона «О транспортной безопасности» проводится оснащение комплексами инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов. В настоящее время инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) оснащены 43 объекта транспортной инфраструктуры, в этом году завершается оснащение ИТСОТБ в акватории морского порта Варандей.

 Результатом работы, направленной на усиление системы охраны судов и портовых средств во исполнение требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), служит тот факт, что суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, не подвергались задержаниям в рамках международных меморандумов по вопросам выполнения требований Кодекса ОСПС.

 

 

Пассажирские перевозки

 

Неотъемлемой частью транспортной системы являются морские пассажирские перевозки. Наибольшее распространение морские перевозки получили в туристическом бизнесе и в обеспечении транспортной доступности отдельных территорий. Это и паромная переправа Холмск – Ванино, связывающая Сахалин с материковой частью Российской Федерации, и паромы, курсирующие в Балтийском и Северном морях. В прошлом году для многих основным связующим звеном с Республикой Крым стала Керченская паромная переправа. В 2014 году морским транспортом во всех видах плавания перевезены 4912,8 тысячи человек, в 2015 году этот показатель вырос в 1,5 раза.

 

 Рост морских перевозок зависит не только от количества портов и их пропускной способности, но и от численности флота. Общий тоннаж морского флота, контролируемого Россией, за период с 2006 по 2015 год увеличился в 1,4 раза – с 14,4 до 20,3 млн тонн. В то же время произошло снижение числа судов – с 1546 ед. в 2006 году до 1387 ед. в 2015 году. Предусмотренные законодательством меры по стимулированию судовладельцев в регистрации судов в Российском международном реестре судов – налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, таможенные льготы – не могут в настоящее время переломить сложившуюся ситуацию. По состоянию на октябрь 2015 года 70,9% общего тоннажа флота зарегистрировано под иностранными флагами и только 29,1% – под флагом России.

 

 Значение морского транспорта на современном этапе развития мирового хозяйства увеличивается в связи с тем, что все больше ресурсов Мирового океана используется в экономической деятельности. Их эффективная разработка невозможна без проектирования и строительства новых типов судов, обеспечивающих потребности добычи и транспортировки.

Для решения задач по повышению конкурентоспособности и провозной способности морского транспортного флота мероприятиями ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» предусматривается пополнение его новыми современными судами различного назначения – аварийно-спасательными, ледоколами, иными обеспечивающими судами. Транспортный флот к 2020 году пополнится судами суммарным дедвейтом более 17 млн тонн.

В 2015 году завершено строительство серии многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 4 МВт, введены в эксплуатацию три из четырех уникальных многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 7 МВт.

 

 

Ледокольный флот

 

В целях обеспечения ледокольной проводки судов в замерзающих неарктических морях, работы в качестве вспомогательного ледокола в составе сложных караванов по трассе Северного морского пути, оказания помощи судам и выполнения аварийно-спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде в 2012 году на верфях ОАО «Балтийский завод» и ОАО «Выборгский судостроительный завод» было начато строительство 4 новых ледоколов – трех дизель-электрических ледоколов мощностью около 16 МВт и единственного в мире линейного дизель-электрического ледокола нового поколения высокого ледового класса (Icebreaker 8) и с самой высокой степенью автоматизации мощностью 25 МВт.

 В этом году завершено строительство двух дизель-электрических ледоколов: «Владивосток» и «Мурманск» вступили в строй.

 

 

Система подготовки кадров

 

Любая отрасль сильна своими кадрами. Достижение целей, поставленных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, зависит от человеческого фактора. От уровня и степени подготовки специалиста в отрасли напрямую зависят жизнь и безопасность пассажиров, сохранность груза, надежная эксплуатация транспортных средств и объектов инфраструктуры. Сохранение традиций, применение лучших практик, использование накопленного опыта и знаний – залог безопасного мореплавания.

 

 Существующая в настоящее время структура образовательных комплексов (в системе отраслевого образования их шесть) позволяет эффективно реализовывать систему подготовки кадров для всей инфраструктуры водного транспорта: флот, порты, судоремонтные предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские институты, управляющие структуры. Системы подготовки высококвалифицированных специалистов достаточно отработаны, но нельзя останавливаться на достигнутом, условием развития является постоянное движение вперед.

 Эффективная работа морского транспорта, безусловно, и в дальнейшем останется одним из ключевых факторов не только стабильной работы транспортного комплекса, но и роста экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика