Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Единая система авиационно-космического поиска и спасания спешит на помощь | Издательский дом
#

Единая система авиационно-космического поиска и спасания спешит на помощь

 

Директор ФКУ «Центральный АПСЦ» Олег Соболев

 

Деятельность гражданской авиации многообразна: крылатые машины перевозят пассажиров и грузы, строят высотные объекты, доставляют к больным врачей в самые отдаленные поселки, участвуют в тушении лесных пожаров, а профессия летчика во все времена считаласьуважаемой и требующей высокой квалификации.

 

 

 Есть в гражданской авиации один вид деятельности – очень ответственный, сложный, требующий высокого профессионального мастерства, но вместе с тем и очень интересный.

По поручению Правительства Российской Федерации гражданская авиация обеспечивает деятельность единой системы авиационно-космического поиска и спасания. Задачей этой системы является оказание помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также организация и непосредственное участие в поиске и эвакуации с места приземления космонавтов и спускаемых космических аппаратов.

 

 

Зоны поиска

 

Поисково-спасательное обеспечение полетов в нашей стране организовано по зонам авиационно-космического поиска и спасания – этих зон семь. Их границы совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. В каждой зоне организовано дежурство авиационных поисково-спасательных сил: спасателей-десантников, вертолетов и самолетов с экипажами. Для обеспечения руководства поисково-спасательными работами, взаимодействия с органами управления других министерств, а также координации действий спасательных подразделений в каждой из зон функционируют Авиационные координационные центры поиска и спасания. Организовывают дежурство спасательных подразделений и в случае авиационных происшествий руководят поисково-спасательными работами руководители межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства воздушного транспорта. Общее руководство деятельностью Единойсистемы авиационно-космического поиска и спасания возложено на Федеральное агентство воздушного транспорта, его Управление организации авиационно-космического поиска и спасания.

Почти на 100 аэродромах гражданской авиации круглосуточно несут дежурство спасательные парашютно-десантные группы, экипажи поисково-спасательных вертолетов и самолетов, готовые немедленно вылететь на помощь людям, попавшим в беду.

 

 

Экипажи спасателей

 

Экипажи поисково-спасательных самолетов должны быть подготовлены к выполнению радиотехнического и визуального поиска терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей. Они должны уметь десантировать спасательные парашютно-десантных группы и аварийно-спасательное имущество днем и ночью, в любых метеоусловиях. В случаях, когда спасательному вертолету нет возможности приземлиться к месту происшествия, его экипаж должен уметь при помощи специальных устройств высаживать спасателей из вертолета, зависшего над местом десантирования примерно на высоте двенадцатиэтажного дома.

 

Особые повышенные требования предъявляются и к спасателям-десантникам ГА, которые должны уметь многое: выполнять прыжки с парашютом из вертолетов и самолетов на сушу и на водную поверхность, в том числе ночью, в сложных погодных условиях; выполнять на специальных устройствах спуски из вертолета, находящегося в режиме висения, в лес, на горы, на поверхность воды, на палубу маленьких катеров и носовые площадки рыбацких сейнеров, на крыши затопленных домов и автомобилей; оценивать обстановку на месте авиационного происшествия и принимать обоснованные решения, направленные на спасение жизни пострадавших; устанавливать и вести радиосвязь с поисковыми воздушными судами, пунктами управления и взаимодействующими формированиями; применять снаряжение, штатные технические средства и оборудование в условиях экстремальной ситуации; открывать основные и аварийные выходы, двери и люки и вскрывать обшивку фюзеляжей в обозначенных местах на аварийных воздушных судах; осуществлять эвакуацию пассажиров и экипажей из горящих воздушных судов и применять индивидуальные средства защиты и пожаротушения; оказывать первую помощь пострадавшим пассажирам и членам экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие; организовывать полевой лагерь с целью обеспечения личной выживаемости и выживаемости пострадавших до момента эвакуации с места происшествия; ориентироваться на местности, прокладывать маршрут и осуществлять переходы по заданному маршруту с использованием магнитного компаса, топографических карт и местных признаков, а также с помощью технических средств навигации ГЛОНАСС/GPS; постоянно контролировать свое физическое и психологическое состояние.

 

 

Эффективное взаимодействие

 

Во многом успешность деятельности единой системы поиска и спасания зависит от коллег из взаимодействующих министерств и ведомств: Министерство обороны, МЧС, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и многие другие. Все поисково-спасательные работы проводятся в тесном сотрудничестве с оперативными органами и спасательными формированиями взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти. Благодаря отлаженному взаимодействию, удается решать самые сложные задачи. Например, поисково-спасательное обеспечение полетов пилотируемых космических кораблей.

 

В 2015 году под руководством Росавиации силами подведомственных учреждений и авиационных частей Минобороны России, совместно с организациями, участвующими в поиске и эвакуации космонавтов, проведены восемь работ по поисково-спасательному обеспечению полета Международной космической станции с транспортными пилотируемыми кораблями «Союз» на всех этапах их полета: запуск ивыведение, стыковка, орбитальный полет, спуск с орбиты, посадка.

 

 С этой целью при запуске космических кораблей на аэродромах вдоль трассы выведения организовывалось дежурство спасательных парашютно-десантных групп, самолетов и вертолетов гражданской авиации и Министерства обороны. Участок выведения космического корабля на орбиту над Японским морем обеспечивало спасательное судно Тихоокеанского флота. Медицинские учреждения ФМБА России и госпитали Минобороны России готовились в случае необходимости оказать медицинскую помощь членам космических экипажей. В обеспечении посадок спускаемых аппаратов одновременно задействовалось до 17 воздушных судов, 25 единиц вспомогательной техники, около двухсотчеловек, входящих в состав экипажей, команд, оперативной и оперативно-технической групп. Обслуживание спускаемого аппарата, эвакуация и медицинская помощь космонавтам осуществлялась специалистами ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева», ИМБП РАН, ФГБУ НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Все работы по поиску и эвакуации с места посадки космических экипажей и спускаемых аппаратов были выполнены в установленные сроки.

 

Проведение поисково-эвакуационных работ на территории Республики Казахстан в весенний и осенне-зимний период сопровождалось сложными метеорологическими условиями (туман, низкая облачность, обледенение), препятствующими полетам поисковых воздушных судов.

 

12 марта 2015 года в 145 км юго-восточнее г. Жезказган произвел посадку спускаемый аппарат с российскими космонавтами Самокутяевым А.М., Серовой Е.О. и астронавтом NASA Уилмором Барри. В период спуска у поверхности земли наблюдались зоны плотного тумана, видимость составляла около 100 м. Аппарат скрылся во мгле, и только по радиомаяку можно было определить направление его местонахождения. Экипаж командира Каменск-Уральской авиационной базы Министерства обороны Трифонько А.С. в условиях ограниченной видимости вышел на место приземления аппарата и визуально обнаружил его. Под его управлением один за другим посадку у аппарата произвели остальные экипажи.

11 декабря 2015 года совершил посадку спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМА-17М» с космонавтами Кононенко О.Д. (Роскосмос), Кимия Юи (JAXA), Линдгреном Челлом (NASA). Поисковые работы проводились ночью, при сильном ветре, снежных зарядах и обледенении наиболее подготовленными экипажами вертолетов.

 

Росавиация обратилась в Минобороны России с предложением о поощрении личного состава Каменск-Уральской авиационной базы, выполнившего поставленную задачу в сложных условиях. Командир авиабазы Трифонько А.С. и его заместитель Головатюк О.А. награждены орденами Мужества.

 

 

Спешим на помощь

 

Немало работ было проведено спасательными подразделениями гражданской авиации и по оказанию помощи пострадавшим от авиационных происшествий, а также людям, попавшим в беду в других обстоятельствах. Так, например, спасатели Воронежской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр» при выполнении двух поисково-спасательных работ выполняли прыжки с парашютом к местам авиационных происшествий. Благодаря этому пострадавшим людям была своевременно оказана помощь. Спасатели Астраханской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Южный авиационный поисково-спасательный центр» обнаружили и подняли в вертолет с поверхности моря человека, упавшего за борт морского судна. Спасатели Мурманской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Северо-западный авиационный поисково-спасательный центр» неоднократно оказывали помощь членам экипажей морских судов в Баренцевом море в условиях штормовой погоды. Ряд спасателей Мурманской РПСБ за проявленные мастерство и личное мужество при проведении спасательных работ был награжден ценными подарками от руководства гражданской авиации.

 

Несмотря на нынешнее непростое время, специалисты единой системы авиационно-космического поиска и спасания стараются обеспечить ее деятельность на высоком уровне. Отработаны технологии, благодаря которым спасательные подразделения могут десантироваться из самолетов к месту бедствия в самые отдаленные безлюдные места и обеспечить выживание людей в самых суровых природных условиях до прихода средств, способных эвакуировать всех с места бедствия. Применение беспилотных летательных аппаратов, парашютно-моторной техники, системы зависимого радионаблюдения всех участников поисково-спасательных работ, использование которой позволяет «каждому видеть каждого», ведет к повышению эффективности и безопасности проведения поисково-спасательных работ, а значит, позволит авиационным поисково-спасательным силам единой системы авиационно-космического поиска и спасания своевременно прийти на помощь людям, попавшим в беду.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика