Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Вехи дорожно-строительного саморегулирования | Издательский дом
#

Вехи дорожно-строительного саморегулирования

 

Председатель комитета по транспортному строительству Ассоциации «Национальное объединение строителей», генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

 

Ежегодное Общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ», проведенное в Москве, стало очередной вехой, отметившей путь саморегулируемой организации, объединившей предприятия дорожного и транспортного строительства из всех федеральных округов Российской Федерации.

 

 

Началось Общее собрание с просмотра видеоролика о том, что представляет собой партнерство, какие задачи решает, чего добилось за все время работы и за прошедший отчетный период. За 12 минут перед делегатами и гостями собрания пронеслась вся история саморегулируемой организации дорожно-транспортных строителей России, которые за время своей работы в составе СРО участвовали в самых значимых стройках нашего времени. В их числе автомагистраль «Амур», мост на остров Русский, объекты дорожно-транспортной инфраструктуры к саммиту АТЭС и к знаменитой Сочинской Олимпиаде. Сейчас предприятия, входящие в СОЮЗДОРСТРОЙ, выполняют новые задачи – по строительству и реконструкции федеральных автомагистралей, региональных и муниципальных автодорог, по подготовке дорожной сети к проведению чемпионата мира по футболу. В числе новых строек не только автомобильные дороги в различных регионах и населенных пунктах России, но и объекты авиационного, железнодорожного и водного транспорта.

 

 

Профессионализм, качество, безопасность

 

Саморегулируемой организации российских дорожно-транспортных строителей есть чем гордиться, потому что она уже семь лет выполняет свою главную задачу – обеспечение высокого качества, профессионализма и безопасности строительства. На Общем собрании, в выступлениях президента партнерства Альберта Кошкина и генерального директора СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонида Хвоинского, был приведен исчерпывающий перечень функций, выполненных советом и аппаратом партнерства по координации действий предприятий, объединенных в саморегулируемую организацию. Высокую оценку выполненной за год работы дали выступающие в прениях представители Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Минтранса РФ, подрядных, общественных и научных организаций дорожной отрасли.

 

Из выступлений на собрании становилось понятно, что выдача Свидетельств о допуске к выполнению видов работ, определенных в приказе № 624 Министерства регионального развития Российской Федерации, стала лишь верхушкой большой работы по контролю за уровнем профессионализма кадрового состава и за технологическими возможностями предприятий – членов партнерства. Не зря девизом СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» стали три слова, определяющие перечень главных целей саморегулируемой организации в строительстве: «Профессионализм, качество, безопасность». К выполнению определенных законодательством функций партнерство подходит нестандартно, с разумной инициативой.

 

 

Оценка качества образования

 

Для выполнения строительных работ всегда были нужны профессионалы высокого уровня – как инженеры, так и рабочие. Система саморегулирования предусматривает регулярное, раз в пять лет, повышение квалификации и аттестацию инженерных кадров, заявленных предприятием для получения Свидетельства о допуске к строительным работам. Все саморегулируемые организации контролируют этот процесс. Но СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», создав реестр специалистов, которым требуется переподготовка и аттестация, не просто отслеживает соблюдение установленных сроков переподготовки, а активно работает с учебными заведениями, занимающимися повышением квалификации специалистов. В соответствии с договорами, заключенными с 39 профильными вузами России, учебные заведения согласуют программы обучения с СОЮЗДОРСТРОЕМ, а партнерство способствует их аккредитации в Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), направляет своих представителей для чтения лекций, для приема экзаменов. В отчетном периоде повышение квалификации с последующей аттестацией прошли 1800 специалистов. Часть из тех, кто работает на предприятиях малого бизнеса, благодаря направлениям партнерства обучалась на бесплатной основе, в рамках программы содействия малому предпринимательству Ассоциации «Национальное объединение строителей».

 

Сотрудничество с высшими учебными заведениями практически сразу вышло за рамки повышения квалификации. Представители саморегулируемой организации участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий, сотрудники предприятий – членов партнерства читают лекции студентам.

После заметного прогресса в сфере повышения квалификации инженерно-технического персонала, институт саморегулирования начал работу по подготовке профессиональных рабочих. Специалисты СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» после опроса предприятий – членов партнерства выявили 50 учебных заведений, в которых ведется подготовка рабочих специалистов. В результате их обследования определили 29 базовых, с которыми заключили договоры о сотрудничестве.

 

Учитывая проведенную партнерством работу по подготовке кадров, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации привлекло СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» к созданию системы непрерывного дополнительного профессионального образования. Эта деятельность особо необходима в рамках проведения реформы образования, в условиях развития новых технологий и, как следствии этого, появления новых инженерных и рабочих специальностей. Саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» включилась в разработку рамок профессиональных квалификаций и новых стандартов на дорожно-строительные профессии. Эта деятельность имеет большое значение для всей отрасли. Чтобы контролировать соответствие специалистов современному уровню требований, в России создан Совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации, который в свою очередь организует сеть центров оценки квалификаций (ЦОК). В отчетном периоде, как значится из доклада генерального директора Леонида Хвоинского, начата работа по созданию такого центра в дорожном строительстве.

 

 

Стандарты качества

 

Слово «качество» в лозунге СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» имеет такое же первостепенное значение, как и «профессионализм». Оно обеспечивается целым комплексом факторов. Самым важным из них стала регламентация технологических процессов в строительстве автомобильных дорог и других дорожно-транспортных объектов. Для этого СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» воспользовалось правом разработки стандартов, закрепленным в Градостроительном кодексе. На Общем собрании, посвященном отчету за прошлый год, было принято три стандарта. Но всего разработано уже 56 технических документов. Из них четыре основополагающих стандарта для дорожного строительства разрабатывались самостоятельно, а остальные – совместно с Ассоциацией «Национальное объединение строителей». Изначально Программа стандартизации НОСТРОЙ, принятая в 2011 году и рассчитанная на пять лет, предусматривала разработку 200 стандартов. И, как видно из результатов, больше четверти объема было выполнено при участии СОЮЗДОРСТРОЯ. Причина такой активности – в желании членов саморегулируемой организации обеспечить качественное выполнение работ, их регламентацию и порядок применения новых строительных технологий. Важность этого направления работы отмечали в своих выступлениях на Общем собрании заместитель генерального директора ООО «Севзапдорстрой» Александр Морозов и заместитель генерального директора ЗАО «АМД» Алексей Ефанов.

 

 В этом году продолжается работа еще над двумя техническими документами. Кроме разработки, НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» выполняет задачи по внедрению стандартов в практику строительства и по их популяризации. Результаты опросов членов партнерства показали, что стандарты применяются уже на 387 объектах дорожно-транспортного строительства. Итоги применения с прошлого года отражаются в специально разработанных картах контроля.

Для улучшения восприятия технической информации, изложенной в стандартах, саморегулируемая организация начала разработку видеоприложений к ним. Достаточно нажатия курсора на то или иное положение стандарта, и на экране компьютера возникает видео или анимационное поэтапное изображение конкретного технологического процесса. Такая новинка будет полезна не только на строительстве, но и при подготовке специалистов.

 

Лозунг СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЯ» завершает слово «безопасность». Конечно, осуществление безопасности на строительной площадке в значительной мере зависит от уже упомянутых подготовки кадров и четкой регламентации строительных работ. Плюс к этому безопасность зависит от качественного контроля за выполнением членами СРО российского законодательства и правил саморегулирования. Такие проверки партнерство проводит ежегодно. Эксперты СОЮЗДОРСТРОЯ, хорошо знакомые с современными тенденциями и нормативной литературой, консультируют специалистов предприятий, помогая им привести в порядок отчетную документацию, и выполняют контролирующие функции. По их результатам применяются дисциплинарные меры, от выдачи предписаний до приостановления действия свидетельств о допуске к работам и последующего исключения предприятий-нарушителей из членов саморегулируемой организации.

 

Определенный стимул для безопасности работ дает предусмотренная институтом саморегулирования финансовая ответственность за нарушения в строительстве. В частности, это формирование членами партнерства компенсационного фонда, из которого могут осуществляться выплаты за нарушения. Дополнительные гарантии ответственности перед третьими лицами предоставляет страхование, которому в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» уделяется особое внимание.

 

 

Правовые механизмы

 

Еще одна важная сфера деятельности, затронутая в докладе генерального директора СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонида Хвоинского, касалась законотворческой деятельности. Принимая участие в парламентских слушаниях и круглых столах, проводимых профильными комитетами Госдумы РФ, в различных мероприятиях органов государственной власти, работе отраслевых советов, ведомственных комиссий, рабочих и экспертных групп Минтранса России, Росавтодора, Национального объединения строителей, представители СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» помогают формировать объективную позицию по вопросам дорожно-транспортного строительства с учетом интересов предприятий – членов партнерства.

 

 

Мнения

 

Выступающие в прениях участники и гости собрания высоко оценивали деятельность саморегулируемой организации НП МОД «СОЮЗОДРСТРОЙ», говорили о ее растущем авторитете в отраслевом сообществе.

Тщательность и продуманность подходов к осуществлению всех задач саморегулирования, глубокую проработку вопросов, выносимых на суд высших органов управления партнерством и отраслевой общественности, отметил в своем выступлении председатель совета директоров ОАО «ДСК «Автобан» Николай Серегин, назвавший СОЮЗДОРСТРОЙ одним из инструментов, объединяющих подрядчиков и наделяющих их определенными правами и обязанностями. Он подчеркнул важность кропотливой каждодневной работы, которой занимаются специалисты саморегулируемой организации.

 

О совместной работе в интересах дорожной отрасли рассказал в своем выступлении заведующий кафедрой автомобильных дорог Московского автомобильно-дорожного государственного университета Виктор Ушаков.

Об участии СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» в международной интеграции дорожного сообщества сообщил руководитель секретариата Межправительственного совета дорожников СНГ Бури Каримов.

О необходимости действий по сохранению предприятий и роли в этом саморегулируемой организации говорил председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин.

 

От имени Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации участников собрания приветствовал заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. Рассказав о планируемых к реализации дорожно-строительных проектах, в которых будут участвовать члены партнерства, он выразил надежду на то, что в сложных современных условиях, благодаря усилиям СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», при поддержке Федерального дорожного агентства Минтранса России кадровый и технический потенциалы предприятий дорожной отрасли будут сохранены.

 

Обсудив доклады и поднятые в них проблемы, участники собрания признали работу партнерства удовлетворительной, утвердили планы на 2016 год, и разъехались по своим предприятиям в уверенности, что саморегулируемая организация прилагает все силы для обеспечения профессионализма, безопасности и качества дорожно-транспортного строительства, а также достойно представляет и отстаивает их интересы во властных структурах.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика