Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Качественные дороги нужны всем | Издательский дом
#

Качественные дороги нужны всем

 

Директор ООО Объединение «Содействие развитию предпринимательства» Владимир Шкварко

 

Развитию транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) уделяют особое внимание, так как для освоения якутских месторождений, способных как минимум в полтора раза увеличить совокупный ВПП России, нужны качественные и надежно функционирующие в условиях вечной мерзлоты, заболоченной местности и резких перепадов температур дороги.

 

 

 Якутия находится в сложнейших природно-климатических условиях и, соответственно, в зоне активного влияния геокриологических процессов и вечной мерзлоты. Опыт строительства, эксплуатации и содержания автомобильных дорог показывает, что специфика климатических и мерзлотно-грунтовых условий региона является определяющей для выбора принципов осуществления работ на объектах, тем более что не каждая технология и не каждый материал выдерживают перепады температур от +35 до –55 °С.

 

 

Направление деятельности

 

Более 25 лет компания ООО Объединение «Содействие развитию предпринимательства» успешно прокладывает дороги на участках с вечной мерзлотой и по-прежнему остается одним из наиболее интенсивно развивающихся компаний Дальневосточного региона.

 При выполнении работ, связанных с содержанием автомобильных дорог, есть ряд особенностей, в силу которых приходится производить ремонты и замену труб, поднимать дорожное полотно, выполнять другие работы, не предусмотренные в Классификаторе работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений. Кроме того, учитывая местные условия, вид грунтов и конструкции земляного полотна в период эксплуатации, в нем могут появляться и развиваться различные деформации. Наиболее часто встречающийся вид деформации – пучение, оно происходит ввиду расширения и перемещения воды в мерзлотные слои грунта из теплых, также возможно изменение движения подземных вод, приводящее к их прорыву на поверхность.

 

 Накопленный с годами опыт позволяет предприятию выполнять работы любой сложности. К примеру, в 2001 году ООО О «СРП» приняло участие в таком масштабном проекте, как строительство подъездных железнодорожных путей к Эльгинскому угольному месторождению, выступая поначалу субподрядчиком, но вскоре выйдя на головной подряд и учредив в своем составе подразделение «Мехколонна № 3».

 В 2010 году предприятие приняло активное участие в еще одном масштабном проекте – строительстве трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, выполняя весьма значительные объемы земляных и прочих работ: асфальтирование и благоустройство автоподъездов, прокладку водопропускных труб, укладку геотехнической решетки при строительстве насосно-перекачивающей станции (НПС). Если сказать цифрами, это 270 000 кубометров работ только по НПС и до 250 млн рублей освоенных строительно-монтажных работ.

 

 Конец 2010 года ознаменовался заключением контракта с ФКУ ДСД «Дальний Восток» на реконструкцию участка км 747 – км 752 федеральной автомобильной дороги М-56 «Лена», который был сдан с опережением установленных сроков в 2012 году.

 2013 год: ООО О «СРП» заключило два государственных контракта на содержание федеральной автомобильной дороги общего пользования А-360 «Лена» Невер – Якутск км 600 + 000 – по км 849 + 000, всего 249 км автомобильной дороги. Содержанием занимается подразделение УС ФАД «Лена» под руководством начальника участка Федора Шарапова.

 

 2014 год: введены участки федеральной автомобильной дороги М-56 «Лена» км 980 – км 985. Объем освоенных средств по этим объектам за 2014 год превысил 2 млрд рублей.

 2015 год ознаменовался сдачей в эксплуатацию участков федеральной автомобильной дороги М-56 «Лена» км 1070 – км 1076, км 1078 – км 1103. На всех участках асфальтобетонное покрытие капитального типа, построены мостовые сооружения, металлические гофрированные трубы. Участок на автодороге «Лена» доведен до параметров III технической категории.

 Кроме того, в прошлом году мы выиграли конкурс на реконструкцию объекта км 12 – км 28 автомобильной дороги «Уссури», начало которого находится на дороге Хабаровск – Казакевичево. На объекте будут возведены две транспортные развязки, три путепровода и большое количество малых искусственных сооружений, предстоит выполнить большой объем земляных работ – до шести миллионов кубов. Сдача объекта планируется в 2019 году.

 

 

Технологии строительства

 

 В современном мире все технологии и технические решения совершенствуются очень быстро. Несмотря на разнообразие природно-климатических условий в разных регионах России, технологии поддержания дорожных покрытий в качественном техническом состоянии разработаны в едином комплексе мероприятий для всех уголков страны. То же самое касается и разнообразных методик по реконструкции старых, часто разрушающихся дорожных покрытий. 

 Многолетний опыт и научные исследования доказали, что долговечность и прочность дорожного покрытия напрямую связаны с правильным регулированием водно-теплового режима земляного полотна. В этой связи особую роль играет внедрение современных технологий и материалов, способных обеспечить долгую безремонтную эксплуатацию дорог в любых климатических условиях, включая суровые регионы Крайнего Севера. Однако масштабное внедрение инноваций можно обеспечить только путем включения их в проектные решения. Внесение изменений в реализуемые проекты – значительно менее эффективный и длительный метод применения современных технических решений. В связи с этим акцент следует делать на совместную работу производителей инновационных дорожных материалов, проектировщиков и непосредственно самих компаний дорожно-строительной отрасли. В основе принципа лежит сама технология проектирования дорожного полотна, от выбора сырья до разработки и реализации дизайна будущей дороги. Кроме того, сегодня большое внимание уделяют решению возникающих экологических проблем. Поэтому к технологиям предъявляются еще и требования по сохранению окружающей среды. 

 

 Уровень требований к качеству и потребительским свойствам автомобильных дорог как со стороны пользователей, так и государства возрос до такой степени, что применяемые сегодня технологии, в основном исчерпавшие свой ресурс модернизации, не позволяют его достичь. Поэтому инновации и совершенствование механизмов их внедрения – краеугольный камень нашей стратегии.

 Можно много говорить о значении хороших дорог. Тем более что для жителей Крайнего Севера это больше, чем заасфальтированный участок земли, это залог того, что у территории есть перспективы. Есть будущее. Мы, дорожники, это прекрасно понимаем и осознаем свою ответственность.

 Сегодня новое направление в работе предприятия – монолитный цементобетон, технология которого будет применена при реконструкции объекта км 12 – км 28 автомобильной дороги «Уссури». Переход на технологию цементобетонных покрытий не только решит проблему радикального повышения грузоподъемности и долговечности дороги, но и позволит значительно уменьшить объемы использования материалов; не только песка и щебня, но и битума. Цементобетон мы производим своими силами, для этого приобретена соответствующая техника.

 

 При содержании автомобильных дорог с цементобетонным покрытием есть свои особенности. К примеру, во-первых, в первые годы, когда бетон набирает прочность, желательно не использовать хлористые соли, так как снижается морозостойкость бетона, может появиться шелушение. Во-вторых, важным моментом является пропитка поверхности цементобетонного покрытия гидрофобизирующим составом для придания ему водоотталкивающих свойств. 

 В целом же преимущества строительства из цементобетона хорошо известны, так как фактические сроки службы цементобетонных покрытий зачастую превышают нормативные 20–25 лет, достигая 35–40 и более лет, что в несколько раз выше срока службы асфальтобетонных покрытий. При этом положительным моментом является и то, что затраты на эксплуатацию цементобетонных дорог значительно меньше.

 

 

Контроль качества

 

 Стратегия развития предприятия предполагает системный подход к комплексу работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также комплексную политику по качественной и эффективной реализации инфраструктурных проектов, успешное выполнение взятых на себя обязательств и уверенное обеспечение ежегодного роста объемов работ.

 Для обеспечения контроля качества продукции была учреждена в составе нашего предприятия строительная лаборатория, оснащенная мощным комплексом новейшего испытательного оборудования, мобильность которой позволяет оперативно проводить испытания на любых объектах. Уполномоченные региональные органы аттестовали лабораторию по всем основным видам испытаний для грунтов, асфальтобетона, бетона, строительных смесей и заполнителей.

 

 Лаборатория обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации проектов самой высокой степени сложности в области строительной экспертизы. В ООО О «СРП» уделяется большое внимание вопросам совершенствования технологий выполнения дорожных работ. Выбор и внедрение методов и технологий осуществляются в результате их тщательного анализа, изучения передового зарубежного и отечественного опыта. При выборе технологии прежде всего отдается предпочтение отечественным разработкам и технике, при необходимости более детальной проработки вопроса. Кроме этого, стоит отметить, что квалифицированные специалисты нашей лаборатории, такие как Наталья Ивановна Ясенова, проводят не только анализ, но и в некоторых случаях технологические разработки. У нас есть возможность определить свойства и оптимальный состав смеси. Эти показатели необходимо знать для строительства разных конструкций, применения в различных условиях. В лабораторных условиях проводится исследование образцов проб. Образцы-пробы при проведении экспертизы позволяют установить физико-химические свойства строительных материалов и изделий.

 

 Также положительной динамикой развития предприятия является оснащение всех дорожных машин и механизмов системой ГЛОНАСС, что позволяет в режиме реального времени мониторить работу техники и ее расположение, а также реальный расход топлива. Особенно это актуально в наиболее трудный сезон для эксплуатационников – зимний период, связанный со снегопадами, снежными заносами, ветрами, плохой видимостью и морозами. Для расчистки дороги мы имеем достаточно большой парк специализированной техники, которую не только сами модернизируем, но и участвуем в разработке грейдеров непосредственно с учетом требований для нашего предприятия. Также на предприятии функционирует развернутая диспетчерская служба, сотрудники которой в режиме реального времени, благодаря технологиям ГЛОНАСС, получают информацию о точном месторасположении, техническом состоянии и соблюдении режимов работы каждого транспортного средства.

 

 Что касается собственной производственной базы, то в середине 2013 года мы приобрели асфальтосмесительную установку от известного зарубежного производителя. Ее особенность в том, что процесс приготовления смеси идет не циклами, а непрерывно. Кроме этого, предусмотрено повторное использование материалов старого дорожного покрытия. Производительность этого завода по техпаспорту 110 тонн в час, а фактическая производительность доходит 140 тонн в час. Также с 2010 года в городе Алдане, с производительностью 50 кубометров в час, функционирует новый бетонный завод ООО О «СРП».

 

 

Профессионализм и ответственность

 

Благодаря совместной работе коллектива профессионалов предприятие достигло высоких результатов. Коллектив предприятия сегодня составляет 983 специалиста. Это проверенные, высокопрофессиональные кадры. Расскажу о некоторых из них: главный инженер ООО О «СРП» Владимир Горнов награжден нагрудными знаками «Почетный работник дорожного хозяйства РС (Я)», «Почетный строитель Якутии», «Почетный работник железнодорожного транспорта РС (Я)». Благодарственным письмом Министерства транспорта РС (Я) поощрены за хорошую работу механизаторы Леонид Чижиков – машинист бульдозера, Александр Дробнов – машинист экскаватора. Кроме того, летом 2015 года наши работники победили в чемпионате «Лучший по профессии», проводимом под эгидой Росавтодора и движения World Skills Russia. Машинист экскаватора Михаил Злобин боролся за звание лучшего по профессии в финале чемпионата «Лучший по профессии – 2015» в Санкт-Петербурге.

 

 Не могу не отметить также работу начальника отдела кадров Людмилы Смирновой, занимающей эту должность с 2005 года. Она награждена нагрудным знаком «Почетный работник железнодорожного транспорта РС (Я)». Высокий профессионализм и трудолюбие проявляют: главный бухгалтер Ольга Лунева, начальник отдела ПБ и ТБ Ольга Ворохова, юрист Ольга Лескова, многие другие наши сотрудники.

 Предприятие осуществляет социальную поддержку работников, оплачивает их отдых и лечение. Оказываем также спонсорскую поддержку различных городских мероприятий; поддерживаем пенсионеров, ветеранов войны и труда.

 

 Сегодня можно уверенно утверждать, что дорожная сеть готова к положительным переменам. Ведь спад в экономике для некоторых отраслей открывает весьма важные возможности, направленные в сторону уверенного роста. Кризис заставляет дорожников искать новые решения, призванные значительно сократить затраты и одновременно с этим повысить эффективность и качество отечественных дорог.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика