Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Поступательное развитие гражданской авиации | Издательский дом

Поступательное развитие гражданской авиации

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

 

Многолетняя работа по созданию условий для оказания доступных и качественных услуг населению на воздушном транспорте, по развитию современной инфраструктуры и обеспечению авиационной и транспортной безопасности позволяет сегодня с уверенностью говорить о поступательном развитии гражданской авиации.

 

 

За последние три года авиаперевозки развивались более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта. Рост численности авиапассажиров превысил мировые темпы в среднем в три раза. По результатам 2014 года российскими авиакомпаниями было перевезено более 93 млн человек, что является рекордным показателем за всю историю российской гражданской авиации.

В 2015 году в целом нам удалось удержать эту высокую планку – было перевезено более 92 млн пассажиров. Падение составило около 1%, в том числе по причине закрытия воздушного сообщения с тремя странами: Украиной, Турцией и Египтом, а также ухода с рынка второй по величине авиакомпании «Трансаэро».

 

 

Положительная динамика

 

Усилия правительства по развитию региональных и местных авиаперевозок привели к тому, что по итогам 2015 года на долю перевозок на внутренних воздушных линиях приходится уже 57% от всего авиационного трафика, при том что в 2012 году на них приходилось лишь 47%.

 Количество пассажиров, обслуживаемых российскими аэропортами, увеличилось на 25% с 2012 года – почти 160 млн человек в 2015 году.

 

 Стоит отметить динамику аэропорта Симферополь, который уже вошел в пятерку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку. «Воздушные ворота Крыма» в прошлом году обслужили более 5 млн пассажиров.

 Значительный рост внутренних воздушных перевозок, их доступность для населения были обеспечены в первую очередь реализацией программ субсидирования на социально значимых маршрутах. Это маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России, а также из Калининграда, региональные маршруты на территории Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Всего в рамках пяти программ субсидируется порядка 300 маршрутов.

 

Несмотря на ограниченность средств федерального бюджета и проводимую оптимизацию их расходования, общий объем средств для субсидирования перевозок воздушным транспортом в целом удалось сохранить на уровне 2014 года. Всего в прошлом году на эти цели из федерального бюджета выделены средства в размере почти 9,25 млрд рублей, что позволило перевезти с использованием мер государственной поддержки 1,5 млн пассажиров.

 

Хочу обратить внимание, что на участие только в одной программе № 1242 авиаперевозчиками подано заявлений на общую сумму более 18 млрд рублей при бюджете на 2015 год в размере 3,57 млрд рублей, который был увеличен в соответствии с антикризисным планом правительства до 4,2 млрд рублей.

Если говорить об эффективности данных программ, то необходимо отметить, что каждый субсидированный пассажир «обходится» федеральному бюджету в среднем в 6 тысяч рублей, что соответствует лучшей мировой практике в области государственной поддержки авиационных перевозок.

С учетом результатов реализации программ субсидирования мы считаем, что данное направление государственной поддержки необходимо развивать в 2017-м и последующих годах, в том числе в целях сохранения маршрутной сети в удаленных и труднодоступных регионах страны. Мы также призываем к активному участию субъектов Российской Федерации в софинансировании маршрутов.

 

Еще одной мерой по поддержке авиационной отрасли стало снижение по инициативе правительства ставки НДС на внутренние перевозки с 18 до 10%. Эта мера показала свою эффективность.

Средняя стоимость перевозки одного пассажира в прошлом году выросла примерно на 5,5%, при том что инфляция составила около 13%. В целях дальнейшей поддержки отрасли и обеспечения доступности перевозок Минтранс России предлагает обнулить НДС на внутренние воздушные перевозки, что позволит обеспечить финансовую стабильность авиакомпаний при снижении платежеспособного спроса на авиаперевозки.

 

 

Государственная поддержка

 

Развитие внутренних воздушных перевозок и обеспечение авиационной безопасности в значительной степени зависят от поддержки авиационной отрасли со стороны государства в обновлении парка пассажирских воздушных судов, расширении предложения по номенклатуре.

 

Важно отметить, что в рамках программ субсидирования приоритет отдается авиаперевозчикам, использующим современные суда отечественного производства. Уже с 2012 года реализуется программа субсидирования, направленная на обновление парка российских авиакомпаний для региональных и местных перевозок. Данной мерой государственной поддержки уже воспользовались 14 авиакомпаний, которые приобрели в лизинг 73 самолета.

 

В целях совершенствования данной программы Минтрансом России внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления, предусматривающий распространение права получения субсидии на лизинг воздушных судов для региональных и местных перевозок на региональные унитарные предприятия, а также возможность возмещать расходы на приобретение воздушных судов на условиях операционного лизинга. Хотел бы обратить внимание на отсутствие в производственной линейке отечественных производителей современных воздушных судов вместимостью до 19 кресел и до 72 кресел.

 

 

Инфраструктура аэродромов

 

Неотъемлемой частью обеспечения внутренних воздушных перевозок являются сохранение и развитие аэродромной инфраструктуры, в том числе позволяющей обеспечить возможность приема новых типов воздушных судов.

 В настоящее время в Государственный реестр гражданских аэродромов включено 254 аэродрома. Кроме того, на территории страны размещено 5 вертодромов и 2041 посадочная площадка. Уменьшение аэродромной сети происходит в основном за счет перевода аэродромов местных воздушных линий с грунтовыми полосами в разряд посадочных площадок.

 Принятие ФЗ в 2014 году № 253-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», предусматривающего замену процедур сертификации аэропортов, а также аэродромов местных воздушных линий современными процедурами государственного надзора, позволило существенно снизить издержки на сертификационные процедуры, благодаря экономии средств операторов аэропортов на оплату услуг экспертных организаций.

 

 Другим важным направлением создания благоприятных условий для сохранения и развития сети местных аэродромов являются оптимизация требований транспортной безопасности, приведение их в соответствие с реальными угрозами. В этих целях были введены дополнительные категории объектов транспортной инфраструктуры.

 Развитие аэродромной сети осуществляется в рамках реализации двух федеральных целевых программ и мероприятий в составе комплексных инвестиционных проектов. За период 2010–2015 годов на развитие аэродромной инфраструктуры из федерального бюджета направлено почти 176 млрд рублей. За это время выполнены работы по строительству и реконструкции объектов в 67 аэропортах страны, в том числе 24 взлетно-посадочных полос.

 

 Наиболее значимыми проектами стали: подготовка аэропорта г. Владивостока к саммиту АТЭС, аэропорта г. Казани к Всемирной летней Универсиаде, аэропорта г. Сочи к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм, аэропорта г. Уфы к саммиту глав государств – членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС. Также были введены в эксплуатацию аэропортовые комплексы в Белгороде, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Петропавловске-Камчатском, новый аэропорт на о. Итуруп на Курилах и вертодром на острове Русский. Проведена реконструкция в аэропортах Липецка, Николаевска-на-Амуре и Паланы на Камчатке. Ведутся работы по вводу в эксплуатацию аэропорта Раменское Московского авиаузла, способного обслуживать до 3 млн пассажиров в год. Ведется масштабная модернизация аэропортов в Нижнем Новгороде, Калининграде, Воронеже, Волгограде. Заканчивается реконструкция полос в аэропортах Махачкалы и Краснодара. Начато строительство новых аэродромов в Саратове и Ростове-на-Дону. В мае 2016 года началось строительство нового терминала аэропорта Симферополь, который позволит обслуживать более 7 млн пассажиров в год. Конец строительства намечен на второй квартал 2018 года.

 

 За период 2010–2015 годов на развитие аэродромной инфраструктуры из бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников направлено более 91 млрд рублей. За счет указанных средств в том числе были построены новые терминальные мощности аэровокзальных комплексов в 19 аэропортах городов: Астрахани, Белгорода, Благовещенска, Владивостока, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Игарки, Иркутска, Казани, Москвы (Внуково), Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Симферополя, Сочи, Тюмени, Уфы, Якутска. За счет средств инвесторов также построены и введены в эксплуатацию три новых гражданских аэродрома Бованенково, Сабетта, Талакан, а также реконструирован аэропорт Калуга.

 

 В 2016–2020 годах на реконструкцию и строительство аэродромной инфраструктуры аэропортов предусмотрены средства федерального бюджета в объеме порядка 256 млрд рублей. Приоритетными в ближайшие годы будут являться мероприятия по подготовке аэропортовой инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года, реконструкции аэродромных комплексов социально значимых аэропортов, таких как Норильск, Хабаровск, Якутск, аэропортов населенных пунктов, где авиация является безальтернативным круглогодичным видом транспортного сообщения, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктической зоны.

 

 В целях сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий созданы 7 федеральных казенных предприятий, субсидируемых из федерального бюджета, на базе 66 региональных и местных аэропортов и 15 посадочных площадок, расположенных в районах Крайнего Севера и Арктической зоне России. На реализацию данного мероприятия предусмотрены средства федерального бюджета в размере 3,4 млрд рублей.

 Минтрансом России направлены предложения по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования шести новых филиалов федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья».

 В целях совершенствования порядка предоставления субсидий федеральным казенным предприятиям (ФКП), находящимся в ведении Росавиации, Росавиацией совместно с Минтрансом России внесены изменения в Порядок предоставления субсидий ФКП, предусматривающие возможность авансирования ФКП, что позволит исключить необходимость привлечения кредитных ресурсов на обеспечение функционирования предприятия и предотвратить кассовые разрывы.

 

 Минтрансом России ведется работа по передаче из федеральной собственности в собственность субъектов имущественных комплексов аэропортовой/аэродромной инфраструктуры, при этом субъекты принимают обязательства по привлечению инвестиций в развитие передаваемого в их собственность имущества. Однако стоит отметить, что при реализации в рамках целевых программ проектов реконструкции передаваемых объектов наблюдается ненадлежащее исполнение регионами обязательств по их софинансированию.

 

 

 Единая система организации воздушного движения

 

 Одновременно с развитием наземной аэродромной инфраструктуры осуществляются инвестиционные мероприятия по развитию и обеспечению функционирования Единой системы организации воздушного движения РФ. На сегодняшний день система включает в себя Главный центр (Москва) и 7 зональных центров (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск), а также 24 районных и 3 вспомогательных центра.

ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации до 2020 года» предусмотрено создание 13 укрупненных центров, а также модернизация систем локации, навигации и связи. На реализацию данных инвестиционных проектов за период 2012–2015 годов были направлены средства в размере более 10 млрд рублей (10,2), в том числе за счет федерального бюджета – более 2 (2,1) млрд рублей, за счет внебюджетных источников – чуть менее 8 (7,9) млрд рублей.

 

 В настоящее время введены в эксплуатацию и успешно функционируют Хабаровский, Самарский, Магаданский и Иркутский укрупненные центры, а также выполнена модернизация Калининградского центра. В прошлом году начаты работы по строительству Санкт-Петербургского укрупненного центра. Продолжаются работы по вводу в эксплуатацию автоматизированных систем для Московского центра управления полетами. Все центры оснащены автоматизированными системами организации воздушного движения, не уступающими по уровню лучшим зарубежным образцам техники.

 

 

Гарантия безопасности

 

Вопросы комплексной безопасности полетов и повышения эффективности противодействия террористическим угрозам в гражданской авиации для нас всегда являются приоритетными. Система обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации успешно прошла аудит Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2014 и 2015 годах. Также в течение трех последних лет к российским авиакомпаниям отсутствуют серьезные претензии по вопросам безопасности полетов со стороны авиационных властей Евросоюза, в том числе и при проверках по программе SAFA.

 

 Сейчас мы приступили к реализации новых международных стандартов Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации в части совершенствования Государственной программы обеспечения безопасности полетов. В результате этой работы государственная система управления безопасности полетов должна стать еще более совершенной и современной.

 

 Вместе с тем мы сталкиваемся с новыми вызовами, угрожающими безопасности пассажиров; это и катастрофа над Синаем, и в Ростове-на-Дону, взрывы в аэропорту Брюсселя. В связи с чем введена практика проверки не только российских организаций гражданской авиации, но и иностранных организаций, обеспечивающих безопасность российских авиаперевозчиков за пределами территории РФ, и иностранных авиаперевозчиков, осуществляющих полеты в нашу страну.

 

 

Взгляд с небес

 

В последние годы активно развивается сфера применения беспилотных воздушных судов как в различных отраслях экономики, так и для решения задач обороноспособности и обеспечения безопасности страны. Это потребовало разработки соответствующей нормативной правовой базы. В конце прошлого года был принят ФЗ № 462-ФЗ, устанавливающий нормы по регистрации и учету абсолютно всех беспилотных воздушных судов, начиная с судов массой свыше 250 грамм.

 По нашему мнению, указанные нормы регулирования являются избыточными. Их применение может привести к сокращению сегмента малых беспилотных воздушных судов и ограничению развития авиамоделизма. Это подтверждается большим числом обращений к президенту, правительству, в различные министерства и ведомства от заинтересованных юридических и физических лиц, в том числе занимающихся авиамодельным спортом и техническим творчеством. Сложившаяся ситуация может иметь далеко идущие негативные последствия в виде ухудшения профессиональной подготовки специалистов для высокотехнологических сфер авиационной промышленности, прекращения деятельности ряда образовательных учреждений технической направленности для детей, лишения большого количества авиамоделистов возможности заниматься любимым делом и передавать свой опыт подрастающему поколению.

 

 В этой связи Минтрансом России совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, ФСБ России, Росавиацией ведется работа по установлению рациональных требований по регистрации, сертификации и учету беспилотных воздушных судов. Также планируется проводить обсуждение вопросов нормативного правового регулирования использования беспилотных авиационных систем на площадке Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения. Реализация мер, принимаемых правительством, и совершенствование нормативной базы гражданской авиации позволят обеспечить дальнейший рост объемов перевозок на внутренних воздушных линиях, развить маршрутную сеть региональных и местных воздушных линий, а также обеспечить высокий уровень авиационной безопасности в наших аэропортах.

 

 

Материал подготовлен на основе выступления министра на Правительственном часе в Совете Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика