Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Региональный опыт | Издательский дом
#

Региональный опыт

 

Директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Иван Клочихин

 

В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования, развития сети автомобильных дорог, обеспечивающей социально-экономические потребности населения Иркутской области, 24 октября 2013 года постановлением правительства Иркутской области № 445-пп утверждена государственная программа «Развитие дорожного хозяйства» на 2014–2020 годы.

 

 

 За годы реализации Программы увеличился уровень нормативного содержания автомобильных дорог, увеличилась протяженность отремонтированных и соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог.

 Ежегодно в зависимости от объемов финансирования дорожных работ Программа корректируется, вносятся изменения в соответствии с обеспечением социально-экономических потребностей населения и хозяйствующих объектов.

 

 

Интенсивность движения

 

 Значительное влияние на развитие автодорожной сети оказывают темпы автомобилизации населения. В настоящее время уровень автомобилизации по Иркутской области составляет до 480–550 легковых автомобиля на 1000 жителей. Увеличение парка легковых автомобилей способствует существенному росту интенсивности легкового движения на автомобильных дорогах.

 Рост межрегиональных объемов перевозок по федеральным дорогам области, развитие экономики и социальной сферы Иркутской области привели к увеличению интенсивности движения по региональным автомобильным дорогам.

 

 Самый высокий прирост интенсивности движения предполагается на автомобильных дорогах, обслуживающих потребности возрастающего всесезонного туристического потока в Байкальский регион. В качестве приоритетных для расширения турбизнеса выделены территории Иркутского, Ольхонского и Слюдянского районов. В связи с этим максимальный прирост транспортной загрузки ожидается на следующих маршрутах:

·        Иркутск – Листвянка в среднем в 1,8 раз и колеблется от 31 000 авт./сут. до 5600 авт./сут.;

·        Иркутск – Усть-Ордынский в 2,5 раза и колеблется от 16 000 авт./сут. до 5000 авт./сут.;

·        Иркутск – Большое Голоустное в 2,75 раз и колеблется от 9350 авт./сут. (11 000 прив. ед.) на участке Иркутск – Пивовариха до 1000 авт./сут. на участке Малое Голоустное – Большое Голоустное;

·        Баяндай – Еланцы – Хужир и Тогот – Курма в 2,1–2,7 раза и колеблется в пределах 2100–1670 авт./сут.

 

В значительной степени увеличится транспортная нагрузка автомобильных дорог по маршруту Иркутск – Усть-Ордынский – Баяндай – Жигалово – Казачинское, связанная с разработкой Ковыктинского газоконденсатного месторождения и строительством газопровода «Сила Сибири». С реализацией данного проекта повысится интенсивность транспортного потока как в направлении г. Иркутска, так и ж/д ст. Окунайская Байкало-Амурской магистрали.

 

 По автомобильной дороге Тайшет – Чуна – Братск, находящейся в стадии строительства, будут реализовываться по кратчайшему пути межрегиональные и межмуниципальные связи. При этом произойдет снижение темпов роста интенсивности на участке федеральной дороги Тулун – Вихоревка за счет переориентирования части транспортных связей с а/д «Вилюй» в направлении Тайшета через п. Чуну. Интенсивность транспортного потока по данному маршруту возрастает в 3,8–6 раз.

 

 Сформируются транспортные потоки по дорогам Киренск – Казачинское (ст. Небель) и Бодайбо – Таксимо. Два северных района получат выход к железной дороге и автомобильной дороге Усть-Кут – Уоян, проходящей в едином транспортном коридоре с БАМом. По этой дороге обеспечивается выход на федеральную дорогу «Вилюй» в г. Усть-Кут, а также в северные районы Бурятии. Бодайбинский район получит круглогодичную связь с Иркутском.

 

 

Транспортные артерии региона

 

Для обеспечения транспортных связей муниципальных образований Иркутской области, ориентированных в экономическом отношении на соседние регионы и в целом на экономику региона, важную роль будут играть следующие автодорожные маршруты:

 

1.     Автодорожный маршрут Тайшет – Чуна – Братск – Железногорск – Илимский – Усть-Кут – Уоян, который свяжет между собой территории шести муниципальных образований и обеспечит выход северным территориальным образованиям Иркутской области в Республику Бурятия и центральные районы России. Кроме того, маршрут является транспортным выходом на северную часть озера Байкал, а также свяжет Бодайбинский район с областной сетью дорог посредством автодороги Таксимо – Бодайбо.

 В состав маршрута вошли три автомобильные дороги: федеральная трасса А-331 «Вилюй», региональные: Тайшет – Чуна – Братск и Усть-Кут – Уоян.

 Автомобильная дорога Тайшет – Чуна – Братск проходит по территории Тайшетского, Чунского и Братского районов. Ввиду отсутствия круглогодичного проезда участок км 142 + 900 – км 161 + 600 не входит в состав существующей региональной дороги.

 Необходимость строительства этой дороги на участке Чуна – Братск назрела уже давно.

 Транспортное обеспечение населенных пунктов Изыкан (573 чел.), Захаровка (25 чел.), Елань (61 чел.), Таргиз (447 чел.), Чукша (22 чел.), Сосновка (590 чел.), Тарея (48 чел.) в настоящее время возможно только железнодорожным транспортом.

 В 2005 году было разработано Обоснование инвестиций на участок км 114 – км 174. Учитывая большую протяженность проектируемого участка и, соответственно, значительный объем инвестиций, требуемый для реализации проектных решений, проект разбит на пусковые комплексы. В 2013 году введен в эксплуатацию участок км 174 – пов. на п. Сосновку 12,986 км – IVкатегории с подъездом к п. Сосновку (2,63 км – V) с переходным типом покрытия. В 2015 году введен в эксплуатацию участок км 155 – км 166 (п. Сосновка) и начаты работы по строительству участка км 117 + 600 – км 155.

 С вводом в эксплуатацию всех пусковых комплексов появится возможность реализовывать транзитные автотранспортные потоки по оптимальному пути северных районов области, а также Республики Якутия в европейскую часть России, что даст импульс к социально-экономическому развитию северных территорий и повысит уровень надежности сети автомобильных дорог Иркутской области в целом. Кроме того, п. Червянка (245 чел.) получит круглогодичное автотранспортное сообщение с районным центром п. Чунский.

 

2.     Большое значение в формировании устойчивого транспортного каркаса региона играет автодорожный маршрут Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово – Казачинское протяжением 658 км. Направление маршрута совпадает с автомобильными дорогами регионального значения: Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово и Жигалово – Казачинское. Дороги, входящие в маршрут, соединяют территории вдоль Байкало-Амурской магистрали, а также северные районы с областным центром г. Иркутском. Одновременно развитие маршрута будет способствовать освоению Ковыктинского газоконденсатного месторождения, развитию лесной промышленности Качугского и Жигаловского районов.

 Автодорога регионального значения Жигалово – Казачинское проходит по северо-восточной территории района IV–Vтехнической категории и находится в стадии развития. Она обеспечивает транспортно-экономические связи Жигаловского и Казачинского – Ленского районов между собой.

 Ограничением для развития дороги является отсутствие капитального моста через р. Лену, связь населенных пунктов восточной территории района осуществляется по понтонному мосту и ледовой переправе у с. Тутура. В связи с этим планируется строительство моста через р. Лену длиной 286,7 пог. м.

 Автомобильная дорога Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово проходит по территориям четырех муниципальных образований, обеспечивая им выход на магистральную сеть автомобильных дорог области.

 После завершения строительства а/д Жигалово – Казачинское северные районы области получат кратчайший выход к областному центру г. Иркутску и весь транзитный поток пойдет по улично-дорожной сети селитебной части п. Качуг.

 Для вывода транзитного движения предусматривается строительство обхода п. Качуг протяжением 8,6 км IIIкатегории с мостом через р. Лену в период 2026–2030 годов.

 

 

Задачи Дирекции

 

Основной задачей ОГКУ «Дирекция автодорог» является управление дорожной сетью Иркутской области с целью обеспечения ее сохранности и дальнейшего развития.

 ОГКУ «Дирекция автодорог» выполняет функции государственного заказчика дорожной деятельности на территории Иркутской области, курируя вопросы строительства, ремонта, содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

 Для выполнения своих задач в структуре ОГКУ «Дирекция автодорог» организовано девять районных отделов по инспектированию дорог, которые представляют интересы Дирекции в районах и осуществляют контроль за своевременным и качественным выполнением подрядными организациями работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию.

 Работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог выполняет подрядная организация ОАО «Дорожная служба Иркутской области».

 Хотелось бы выделить две организации, выполняющие работы по строительству и реконструкции автодорог: ООО «ЗБСМ МК-162» и ООО «ПК «СИБИРЬ», которые высоко подготовлены технически, имеют современную высокопроизводительную дорожно-строительную технику в необходимом объеме и квалифицированный кадровый состав, работающий с отсутствием замечаний к качеству и срокам выполнения работ.

 

 

 Дорога начинается с бюджета

 

 Стоимость дорог зависит от многих факторов и складывается из различных составляющих. Например, прокладка дороги в гористой местности обойдется значительно дороже, чем на равнинной территории. А длинная скоростная автомагистраль стоит на порядок больше, чем второстепенная дорога районного значения.

 

 Одним из факторов высокой стоимости объекта является большое расстояние доставки каменного материала. Поэтому один из основных способов сокращения затрат на строительство, реконструкцию, ремонт – это поиск и лицензирование карьеров рядом с объектами строительства, ремонта автомобильных дорог. Для этого необходимо внести ряд поправок в законодательные акты в части предоставления возможности получения лицензии на право пользования недрами для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с заключенными государственными или муниципальными контрактами по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры (автомобильные дороги, железные дороги и др. линейные объекты) на срок действия контракта на базе конкурсной и безаукционной основы.

 

 Снижение сметной стоимости может быть получено за счет рационального проложения трассы, разработки в проекте наиболее экономичных конструкций с использованием местных материалов. Поэтому при планировании дорожного строительства очень большое внимание уделяется предпроектной подготовке и прогнозированию стоимости.

 Надо отметить, что значительную часть в общей стоимости дороги занимает стоимость дорожного покрытия, которая существенно варьируется при использовании различных материалов. Поэтому так важно использовать в дорожном строительстве современные материалы и технологии, которые позволяют существенно понизить затраты на прокладку дорог и к тому же дают возможность получить покрытие высокого качества, которое прослужит много лет. Одним из способов улучшения качества и снижения стоимости дорожного покрытия является использование в качестве связующего между слоями асфальтобетона битумных эмульсий различных типов.

 

 Еще одним современным материалом, позволяющим уменьшить стоимость дорог и дорожного покрытия, являются полимерные геосинтетики, которые дают возможность изменять ряд естественных свойств грунта (например, коэффициент фильтрации, показатели прочности и т.п.). Использование геосинтетических материалов в несколько раз снижает затраты на дорожное строительство, причем качество дороги от этого только выигрывает.

 Данные технологии позволяют увеличить межремонтные сроки с 6 до 12 и более лет.

 При ремонте автодорог впервые применяются смеси битумоминеральные открытые для устройства макрошероховатых слоев на эксплуатируемых дорожных покрытиях, что позволяет обеспечивать заданные свойства поверхности покрытия и требуемую степень стабильности этих свойств при эксплуатации слоев в течение не менее шести лет при относительно низкой стоимости работ.

 

 Для внедрения новых материалов необходима законодательная база, которая позволяла бы применять такие материалы на экспериментальных участках автодорог. После применения необходимо проводить ряд наблюдений, проводить испытания таких участков, следовательно, нужно определить источники финансирования. Нужна программа или подпрограмма научной деятельности при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автодорог, а также хотелось бы отметить необходимость формирования таких программ в регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика