Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Трест Гидромонтаж: 80 лет успеха | Издательский дом

Трест Гидромонтаж: 80 лет успеха

 

Генеральный директор АО «Трест Гидромонтаж» Сергей Юрьевич Янсон

 

АО «Трест Гидромонтаж» – комплексная инжиниринговая компания, осуществляющая деятельность в области проектирования, промышленного производства, поставки, монтажа и сервисного обслуживания механического оборудования и специальных металлоконструкций гидротехнических сооружений, а также производства строительно-монтажных работ любой сложности и профиля объектов транспортной инфраструктуры, энергетического, промышленного и коммерческого строительства.

 

 

Сегодня строительство современных и технически сложных объектов страны неизменно осуществляется при участии АО «Трест Гидромонтаж». Более чем 80-летний опыт работы позволил Тресту стать одной из ведущих российских комплексных инжиниринговых компаний, осуществляющей крупные инфраструктурные проекты в России и за рубежом.

В своем интервью журналу «Транспортная стратегия – XXIвек» генеральный директор АО «Трест Гидромонтаж» Сергей Юрьевич Янсон рассказывает о достижениях, текущих проектах и стратегических планах развития Треста.

 

 

 

 

– Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о возглавляемом Вами АО «Трест Гидромонтаж»?
 

– АО «Трест Гидромонтаж» (далее Трест) – компания с богатейшей историей.

В 1920–1930 годы в советской России развернулось широкомасштабное строительство гидроэлектростанций и различных гидротехнических объектов (судоходных каналов, причальных сооружений, мостовых путепроводов и т.д.), что стало толчком к становлению производства отечественного гидромеханического оборудования. В целях обеспечения широкомасштабного строительства гидротехнических объектов механическим оборудованием в 1935 году была создана специализированная организация «Гидромонтаж» – один из создателей гидроэнергетического и судоходного потенциалов бывшего Советского Союза. Нет ни одного крупного гидротехнического объекта на территории бывшего Советского Союза, в строительстве которого не принимал бы участия Трест.

 

Первым объектом, для которого Трест выполнил работы по проектированию, изготовлению, поставке, монтажу всех механизмов, металлоконструкций и мостовых пролетов, стал судоходный канал им. Москвы. После окончания его строительства Трест развернул масштабные проектные и монтажные работы механического оборудования сооружаемых гидроэлектростанций. В 1937 году «Гидромонтаж» участвовал в строительстве столичных мостов – уникального висячего Крымского моста, Большого Каменного, Устьинского и Краснохолмского. С того времени строительно-монтажные работы мостовых путепроводов стали одними из востребованных комплексов работ, осуществляемых Трестом и по сей день.

 

В послевоенный период Трест принимал участие в реализации гигантского объема работ по демонтажу разрушенного оборудования и в то же время проектировал и изготавливал новое оборудование и специальные металлоконструкции для строящихся электростанций и судоходных каналов (каналы Днепр – Донбасс, Иртыш – Караганда,  гидроузлы Костешты-Стынка, Джердап – Железные Ворота, высотная Асуанская плотина (Египет) и др.).

В 1970–1980 годы Трест принимал участие в разработке и создании оборудования объектов атомных станций, а также выполнял монтажные работы гидромеханического оборудования на Смоленской, Калининской, Балаковской, Ростовской, Татарской и Башкирской АЭС.

Трест принимал активное участие в работе по наращиванию промышленного потенциала страны, в частности в строительстве следующих промышленных объектов: Братского и Усть-Илимского лесопромышленных комплексов, Коршуновского ГОК, ВАЗ, КамАЗ, Хакасского алюминиевого завода, Боровичского комбината огнеупоров и др.

 

В настоящее время Трест представляет собой крупное объединение проектно-конструкторских и технологических бюро, производственных предприятий и монтажных управлений и прочих обособленных подразделений. Предприятия обладают солидным опытом в области проектирования, изготовления, монтажа механического оборудования и специальных металлоконструкций, а также производства строительно-монтажных работ на гидротехнических объектах, таких как гидро-, тепловые и атомные электростанции, судоходные каналы, причалы, мостовые путепроводы и др.

Таким образом, в своем развитии Трест прошел путь от специализированной организации до комплексной инжиниринговой компании, способной выполнять широкий комплекс строительных работ и услуг в различных отраслях экономики.

Среди ключевых партнеров Треста крупнейшие российские холдинги, включая аффилированные общества, ПАО «Русгидро», Государственную корпорацию «Росатом», ОАО Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», Государственную компания «Российские автомобильные дороги», Федеральное агентство морского и речного транспорта и др.

Производственные мощности Треста позволяют ежегодно выполнять комплекс работ по разработке порядка 5 млн м3 песчано-гравийного грунта и 2 млн м3 скального грунта, укладке порядка 700 тысяч м3 бетона, монтажу 30 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования с полным обеспечением поставки всех материально-технических ресурсов, необходимых для строительства. Для реализации процесса строительства в собственности Треста находится свыше 400 единиц специализированной строительной техники.

 

Опыт компании насчитывает более трехсот значимых проектов, важнейшими из которых за последний период являются:

–        Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга – одно из наиболее совершенных сооружений XXIвека. Проектирование, изготовление и монтаж гидромеханического оборудования дамбы выполнил Трест;

–        Западный скоростной диаметр – один из важнейших транспортных проектов Северо-Западного федерального округа мирового уровня, где в основные сооружения Трестом было уложено 8 тысяч м3 бетона и смонтировано более 12 тысяч тонн мостовых металлоконструкций;

–       Ленинградская АЭС-2 – один из ключевых российских атомных объектов, где специалисты Треста работали над возведением второго энергоблока;

–        Нижне-Бурейская ГЭС, входящая в Бурейский каскад ГЭС, который является крупнейшим гидроузлом на Дальнем Востоке; на условиях генерального подряда Трестом уложено более 600 тысяч м3 бетона, изготовлено и смонтировано более 10 тысяч тонн оборудования и специальных металлоконструкций;

–        комплексная реконструкция механического оборудования действующих гидроэлектростанций, таких как Зейская, Саяно-Шушенская, Жигулевская, Саратовская, Чебоксарская, Волжская ГЭС.

 

– Какой опыт приобрел Трест от участия в проекте Западный скоростной диаметр?

 

– Западный скоростной диаметр (далее – ЗСД) действительно уникальный проект. Мы заранее знали о специфике региона в части производства строительных работ. Представьте себе, что фактически работы производились в акватории Финского залива в условиях высотности (20–35 м), а работы осуществлялись с временных платформ, что было сопряжено со штормовыми ветрами и прочими сложными погодно-климатическими условиями. Трест производил работы по монтажу уникальных балок пролетов российского производства длиной более 120 метров и весом свыше 300 тонн с использованием нестандартной большегрузной техники. И в этих условиях нам нужно было в кратчайшие сроки построить свою часть объектов магистрали. Всё это стало серьезным вызовом для Треста и людей, организующих и производящих строительно-монтажные работы. Потребовалось применение особых технологических решений.

Когда мы пришли на объект в июне 2015 года, работа на вверенной секции ЗСД производилась с отставанием в календарно-сетевом графике порядка трех месяцев, что было связано с банкротством подрядной организации, работающей до нас на объекте. В процессе производства работ мы компенсировали отставания за счет внедрения инновационных технологических решений, что привело к повышению производственной эффективности процесса. Более того, секция выходит на работу «под асфальт» одной из первых на Центральном участке ЗСД!

Участие в проекте ЗСД дало Тресту, и мне лично, хороший опыт, который мы намерены сохранить и применить в будущем на новых объектах строительства. В текущем году Трест подписал контракт на строительство мостовых путепроводов скоростной магистрали М-11 Москва – Санкт-Петербург.

 

 – Каковы преимущества работы с Трестом?

 

– Разумеется, главный актив Треста – огромный накопленный опыт и компетенции, о которых было сказано выше.

Есть понимание, что на ключевых рынках функционирования Треста наблюдается значительное ужесточение конкуренции, особенно в условиях стагнации национальной экономики и наблюдающейся возрастающей геополитической напряженности. Но у нас есть важные преимущества по сравнению с другими компаниями. Кроме услуг по монтажу и строительству, Трест обладает солидным опытом в области проектирования, имеет собственную производственную базу большей части необходимого оборудования и специальных (нестандартных) металлоконструкций. Это позволяет нам снизить затраты, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением материалов и оборудования, используемого в строительстве.
 

– Каковы ближайшие планы Треста? Какие стратегические цели развития Треста Вы видите?
 

– В условиях стагнации потребления и, как следствие, ужесточения конкуренции в отраслях функционирования Треста мы планируем усилить работу по повышению производственной и операционной эффективности, расширению инжиниринговых компетенций, диверсификации бизнеса. И работа в этом направлении уже начата.

Основная цель – стремление использовать существующую экономическую ситуацию для проникновения в смежные отрасли строительства.

 

– Какова Ваша цель как руководителя Треста?

 

– В мировой практике ЕРС-контракт (engineering – проектирование, procurement – комплектация, construction – строительство) является основной моделью организации работ по строительству крупных промышленных объектов. Суть ее в том, что компания-заказчик выбирает единого генподрядчика, который полностью берет на себя все риски управления проектом: от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию.

В России рынок ЕРС-подрядчиков на стадии становления. И главная проблема большинства отечественных предприятий, ориентированных на ЕРС-рынок, – недостаток компетенций. Она проявляется в том, что предприятия машиностроения имеют слабый опыт строительства, строительные компании зачастую не имеют опыта производства и поставки оборудования, а проектные институты не сталкиваются ни с тем, ни с другим.

За счет единого подхода в управлении строительством с общими административным, инжиниринговым и производственным центрами для Треста предоставляется возможность в будущем получить конкурентное преимущество в строительной индустрии. Мне, как менеджеру, интересно реализовать проект, являющийся логическим продолжением стратегической цели развития Треста – наращивания присутствия в качестве EPC-компании, ориентированной на реализацию проектов любой сложности и профиля, независимо от области строительства.

 

Благодарю за внимание.
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика