Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Развитие транспортной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа России | Издательский дом

Развитие транспортной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа России

 

Территория Дальневосточного федерального округа является стратегически важной для развития международной торговли, реализации промышленных и инфраструктурных проектов, использования транзитного и туристического потенциала России.

 

На территории округа пролегает около 90 тысяч километров автомобильных и 8 тысяч километров железных дорог, более 23 тысяч километров внутренних водных путей, действуют 28 морских и 16 речных портов, 82 аэродрома, а также 46 пунктов пропуска.

 

Транспортная инфраструктура региона – это «ворота России» на самом динамично развивающемся азиатском направлении перевозок и драйвер роста для экономики, поскольку по территории округа проходят маршруты международных транспортных коридоров, формирующих единое Евразийское транспортное пространство.

 

 

Развитие транспортной системы: рост или стагнация?

 

Базовыми целями Государственной и федеральной целевой программ по развитию транспортной системы являются: снижение доли транспортных услуг в себестоимости

продукции, повышение транзитного, экспортного и туристического потенциалов Российской Федерации, увеличение объемов экспорта транспортных услуг.

На фоне общего снижения объемов экспорта товаров и услуг (на 16,0% к 2015 году) экспорт транспортных услуг по итогам прошлого года пусть немного, но увеличился и составил порядка 15 млрд долларов США (14,9 – 100,2% к 2015 году). Это почти половина (48%) доходов страны от экспорта природного газа (31,3 млрд долларов США) и на треть выше доходов от экспорта каменного угля (10,6 млрд долларов США) и черных металлов (10,3 млрд долларов США).

В связи с досрочным прекращением Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» (ФЦП ДВиБР) мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры в округе были перенесены в действующую Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» (ФЦП РТС).

 

Ежегодный объем финансирования ФЦП РТС в период до 2020 года уже сокращен более чем на 40% (42,1). В этой связи реализация проектов, ранее включенных в ФЦП ДВиБР и не обеспеченных финансирование, на сегодняшний день не представляется возможной.

Нами подготовлен и направлен в установленном порядке проект корректировки ФЦП РТС, предусматривающий перенос объектов ФЦП ДВиБР, обеспеченных финансированием. При формировании нового бюджета на 2018–2020 годы выявлена потребность в дополнительном финансировании в объеме порядка 70 млрд рублей (68,7).

 

 

Крупнейшие магистрали страны

 

Основой жизнеобеспечения, социально-экономического развития и связанности Дальневосточного федерального округа с центральной частью страны является железнодорожный транспорт.

Поставленные задачи модернизировать и расширить пропускные способности крупнейших магистралей России: БАМа и Транссиба – успешно решаются.

Проект модернизации БАМа и Транссиба предусматривает к 2020 году увеличение вывоза грузов с месторождений Восточного полигона в направлении дальневосточных морских портов и пограничных переходов в объеме до 125 млн тонн (124,9), что на 67 млн тонн (66,8) превышает показатели базового 2012 года. По итогам прошлого года рост уже составил порядка 30 млн тонн (29,4). В этом году мы ожидаем увеличение объемов еще на 7 млн тонн.

 

Недавно, на совещании о реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, была поставлена задача обеспечить синхронизацию планов развития БАМа и Транссиба с планами развития грузоотправителей и грузополучателей на территории округа (Пр-1629, п. 1 «г» от 18 августа 2017 года).

В настоящий момент на восточном направлении размеры грузового движения постоянно растут. По информации от крупнейших компаний-грузовладельцев, только по основным месторождениям угля и руды прирост объемов перевозок к 2020 году в границах Восточного полигона может составить до 147 млн тонн.

 

С этого года Восточный полигон функционирует как единый технологический комплекс. В Иркутске развернут диспетчерский центр по управлению перевозочным процессом от Кузбасса до дальневосточных портов и погранпереходов. Существенно обновлен парк локомотивов, сокращены интервалы движения и увеличена скорость поездов. Формируются маршруты инновационных вагонов повышенной грузоподъемности. Завершение проекта в запланированные сроки является одной из важнейших стратегических задач не только для отрасли, но и для экономики в целом.

Вынужден сказать о рисках незавершения проекта в срок в связи его недофинансированием. Из запланированных средств федерального бюджета в размере более 110 млрд рублей (110,2) с 2013 года было выделено менее 20% (21,5 в 2013 году). Финансирование из Фонда национального благосостояния составило 30% от предусмотренного объема в 150 млрд рублей (50 млрд в 2015 году).

 

Минтрансом подготовлены предложения о выделении из федерального бюджета порядка 88 млрд рублей (88,7), предусмотренных паспортом проекта.

 

 

Международное сотрудничество

 

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики реализуется проект строительства железнодорожного мостового пограничного перехода Нижнеленинское – Тунцзян. Мероприятия Проекта направлены на создание транспортной инфраструктуры, обеспечивающей выход Транссибирской магистрали по существующей железнодорожной ветке Биробиджан – Ленинск на государственную железную дорогу Китая, что позволит снизить транспортную составляющую в стоимости поставляемой в Китай российской продукции и ликвидировать сезонность при осуществлении перевозок по данному направлению. Общая стоимость проекта – 10,6 млрд рублей. РФПИ финансирует Проект путем инвестирования средств Российско-Китайского Инвестиционного фонда – дочерней структуры РФПИ и Китайской Инвестиционной корпорации (CIC) и привлечения заемных средств. Срок окончания строительства российской части мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян – 1 полугодие 2018 года.

 

 

Водный путь

 

Развитие Дальнего Востока невозможно представить без развития современной портовой инфраструктуры. На начало текущего года мощность морских портов округа превысила 200 млн тонн (207). По итогам года планируется увеличить ее еще на 8 млн.

За прошлый год через порты округа перевалено порядка 186 млн тонн грузов. По предварительной оценке, к концу года будет достигнут уровень в 200 млн тонн.

Динамика грузооборота морских портов региона дает основание предполагать, что потребность в наращивании их мощностей будет расти. Особенно это относится к мощностям для перевалки угля, доля которого в общем объеме перевалки составляет 45%. По итогам первого полугодия текущего года прирост объема перевалки угля в портах округа составил более 8% (8,2) относительно аналогичного периода 2016 года.

 

В связи с прогнозом о дальнейшем увеличении потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российском угле, ряд инвесторов уже приступил к реализации проектов по созданию угольных терминалов большой мощности в портах Ванино, Восточный, Находка. Запроектированы терминалы в портах Владивосток и Шахтерск. Обеспечение регулярного грузопассажирского морского сообщения в отдаленных и труднодоступных регионах округа имеет важное социально-экономическое значение. В ФЦП ДВиБР было предусмотрено два ключевых на сегодня для округа проекта в этой сфере. Это проект реконструкции береговой инфраструктуры морских портов Ванино и Холмск для паромного сообщения Сахалина с материком и проект строительства морского паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в поселке Угольные Копи.

 

С учетом социальной значимости этих проектов, есть необходимость рассмотрения возможности их включения в ФЦП РТС с финансированием за счет экономии по другим мероприятиям.

 

Для обеспечения устойчивого транспортного сообщения с островом Сахалин реализуется проект строительства двух автомобильно-железнодорожных паромов для переправы Ванино – Холмск. В исполнение указания Президента РФ (от 08.12.2015 № Пр-2508), а также распоряжения Правительства (от 18.04.2016 №704-р) договор на строительство паромов заключен с Амурским судостроительным заводом. Уже заложены килевые секции паромов, продолжаются работы по проектированию судов. Завтра в рамках Форума будет подписано соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и Фондом развития Дальнего Востока о совместном финансировании этого проекта.

Также крайне необходимо поддержать проект строительства грузопассажирского судна для непрерывной связи Командорских остовов и города Северо-Курильска с материком, а также проект строительства автопассажирского парома для организации регулярного сообщения между полуостровом Камчатка, портами Сахалина, Магаданской области, Приморского края и портопунктами Курильских островов.

Первый стоимостью 920 млн рублей включен в ФЦП РТС, однако для начала его реализации в текущем году необходимо соответствующее разрешение Правительства.

 

 

Значение авиации

 

С учетом масштабов и удаленности территорий Дальневосточного федерального округа развитие воздушного транспорта, в первую очередь на внутренних линиях, во многом определяет качество жизни проживающих здесь людей.

Благодаря мерам государственной поддержки на воздушном транспорте был обеспечен стабильный рост внутренних авиаперевозок. В прошлом году по внутренним маршрутам было перевезено 56 млн пассажиров (+7,3% к 2015 году). В текущем году перевезено порядка 35 (34,8) млн человек (12% к уровню 7 мес. 2016 года). Рост числа авиапассажиров наблюдается и в округе. Совокупный объем перевозок пассажиров по международным и внутрироссийским линиям, а также внутри самого округа в 2016 году вплотную подошел к отметке в 6,5 млн человек (6,4). По итогам 2017 года мы ожидаем превышение отметки в 7 млн человек.

 

В текущем году только по Дальневосточному федеральному округу на реализацию программ субсидирования и поддержку региональных аэропортов, входящих в состав казенных предприятий, Правительством выделено почти 7 млрд рублей (6,8 = № 1095 – 2,47 млрд рублей + № 1242 – 1,058 млрд рублей + ФКП – 3,3 млрд рублей).

На территории округа реализуются три государственные программы субсидирования воздушных перевозок. Полеты осуществляются по 68 маршрутам, по которым за 7 месяцев текущего года перевезено порядка 430 тысяч человек. Общий объем бюджетных ассигнований по программам в округе составил более 4 млрд рублей (4019,237). Это больше половины средств (55,5% от 7,2), направленных на все программы субсидирования авиаперевозок в стране.

Просим поддержать предложения по выделению дополнительных ассигнований в объеме порядка 2 млрд 580 млн рублей, что позволит дополнительно перевезти около 1 млн человек по 54 маршрутам. Предложения подготовлены Минтрансом и Минвостокразвития совместно с субъектами округа по поручению Правительства (№ ЮТ-П9-17 пр. от 14.02.2017).

 

Обнуление ставки НДС по маршрутам, которые минуют Московский авиационный узел, с нашей точки зрения, является еще одной мерой поддержки региональной авиации.

Важно отметить работу, проводимую «Аэрофлотом» с 2015 года по перевозке пассажиров из Москвы в города Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Магадан по единым, так называемым «плоским» тарифам на маршрутах, которые индексируются только в пределах фактической инфляции.

С начала реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» реконструирована аэродромная инфраструктура в аэропортах Николаевска-на-Амуре, Южно-Сахалинска и Петропавловска-Камчатского, а также частично в аэропортах Магадана и Якутска.

Ведется реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропорта Хабаровска, разработана проектная документация на реконструкцию аэродромов Благовещенска, Жиганска и Певека.

 

На реализацию этих мероприятий из федерального бюджета было направлено более 16 млрд рублей. До 2021 года планируется завершить реконструкцию в аэропортах Магадана, Якутска, Хабаровска, а также Благовещенска с общим объемом финансирования порядка 18 млрд рублей.

Коротко хотел бы также отметить ряд значимых проектов государственно-частного партнерства в области авиационной инфраструктуры, реализуемых на Дальнем Востоке.

Первый из них – аэропорт Елизово г. Петропавловска-Камчатского, где в прошлом году была завершена программа по модернизации аэродромной? инфраструктуры с общим объемом финансирования 12 млрд рублей?. Теперь аэропорт может обслуживать все распространенные типы воздушных судов вплоть до «Боинга-777». Частный инвестор – группа компаний «Ренова» с общим объемом инвестиций порядка 8 млрд (7,8) рублей – планирует к 2021 году построить здесь новый аэровокзальный комплекс, включающий пассажирский терминал, гостиницу и торгово-офисный центр, что позволит увеличить пассажиропоток аэропорта до 1 млн человек к 2025 году.

 

Еще одним ГЧП-проектом является проект комплексного развития аэропортового комплекса «Новый» международного аэропорта Хабаровск с пропускной способностью до 3 млн пассажиров. Объем частных инвестиций составит 6,5 млрд рублей. Доля иностранных инвестиций составит 49%. Заинтересованность в его реализации выразил консорциум крупных японских компаний.

Такого рода проекты на Дальнем Востоке в сфере воздушного транспорта реализуются впервые, и мы ожидаем, что такая положительная практика будет активно развиваться.

При формировании федерального бюджета на 2017 год были доведены средства на завершение строительства по девяти и на завершение разработки проектной документации по трем объектам воздушного транспорта на территории округа.

С учетом того, что в период 2014–2016 годов в ФЦП ДВиБР предусматривалась реализация мероприятий по реконструкции 40 аэропортов на территории округа (на 73,5 млрд), а также во исполнение поручений Президента РФ (от 16.04.2015 № Пр-710 и пункта «б» перечня поручений от 26.07.2017 № Пр-1449) были подготовлены предложения по выделению дополнительных бюджетных ассигнований по объектам с разработанной проектной документацией.

 

 

Безопасные и качественные дороги

 

По территории округа проходят важнейшие федеральные трассы: «Амур», «Вилюй», «Лена», «Уссури», «Колыма». За последние два года (2015–2016)

осуществлены строительство и реконструкция участков этих трасс общей протяженностью более 225 км (225,2).

На начало 2017 года порядка 55% (55,8) федеральных дорог в округе соответствовали нормативным требованиям, это существенно, более чем на 15% (15,6) ниже среднего уровня по стране (71,4).

К 2018 году мы планируем довести долю федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 77% (77,2), а на начало 2019 года почти до 83% (82,6).

В этом году планируется ввести в эксплуатацию очередные участки федеральных дорог «Колыма» (30,54 км) и «Лена» (29,5 км), а также завершить строительство подъезда к границе с Китайской Народной Республикой в Амурской области.

По региональным дорогам ситуация в округе лучше среднероссийского уровня (41,5%). Порядка 45% (44,7) этих дорог соответствуют нормативным требованиям. Однако фактическая обеспеченность их содержания по нормативам в среднем по субъектам округа составляет чуть более 15%.

На дорожную деятельность субъектов в текущем году нами уже направлено более 12 млрд рублей (12,35) из федерального бюджета. Дополнительно еще будет направлено более 2 млрд рублей (2,23).

В текущем году Приморский и Хабаровский края получат порядка 1 млрд 250 млн рублей в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Предоставление господдержки на реализацию проекта планируется и в 2018 году.

При этом для финансирования региональных объектов, реализация которых ранее начата в рамках федеральных целевых программ, в период до 2020 года дополнительно потребуется более 16 млрд рублей (16,3). С учетом того, что также по новым условиям распределения топливных акцизов субъекты округа недополучат более 6 млрд рублей, еще раз просим поручить рассмотреть возможность увеличения Федерального дорожного фонда, а также вернуться к нормативу отчисления топливных акцизов в 88% в 2018 году и к 100% в 2019-м. Это даст регионам округа в 2019 году дополнительно более 10 млрд рублей.

При этом вынужден отметить, что субъекты округа в прошлом году не использовали или использовали не по назначению более 5 млрд рублей.

 

Завершая «автодорожную» тему, хочу сказать, что и в этом направлении на Дальнем Востоке получает развитие государственно-частное партнерство – профильной Правительственной комиссией поддержан проект «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42», который существенным образом повлияет на развитие транспортной инфраструктуры и связанность как региональных территорий (ТОСЭР, Свободный порт), так и территории всего Дальнего Востока. Общий объем финансирования (период реализации – 2017–2021 годы) – 42,740 млрд, в том числе средства федерального бюджета – 18,829 млрд, регионального бюджета – 10,659 млрд, внебюджетные (частные) средства – 13,252 млрд. В текущем году на реализацию проекта будет выделено 2 млрд из средств федерального бюджета.

 

 

Инфраструктура пограничных переходов

 

На территории округа функционирует 46 пунктов пропуска, 11 из которых расположены на маршрутах международных транспортных коридоров. 18 пунктов включены в территорию Свободного порта Владивосток и с этого года участвуют в проекте упрощенного оформления въезда иностранных граждан на основании электронных виз. Все эти факторы и условия накладывают дополнительную нагрузку на инфраструктуру данных погранпереходов.

По оценке Минтранса России и государственных контрольных органов, только 4 пункта пропуска находятся в хорошем состоянии. Инфраструктура 35 пунктов находится в неудовлетворительном состоянии, а это 76% от их общего числа в округе.

Большая часть пунктов пропуска носит региональный характер, выполняя функцию приграничного сотрудничества и туризма. В связи с этим мы считаем, что региональные власти совместно с заинтересованными коммерческими структурами должны взять на себя расходы по модернизации таких погранпереходов.

 

41 из 46 действующих пунктов пропуска в округе находится в частной собственности. В связи с этим мы полагаем, что государственная политика должна быть ориентирована в первую очередь на инвестиционные вложения самих собственников.

Важно отметить, что, несмотря на масштабное, порядка 65%, сокращение с 2016 года финансирования мероприятий в рамках профильной федеральной целевой программы «Государственная граница…», более трети (30,4%) всего финансирования по программе в период 2017–2021 годов будет направлено на объекты дальневосточных пунктов пропуска. При этом существует острая потребность возврата в данную программу мероприятий с объемом финансирования порядка 7 млрд рублей (6877,642 млн).

Минтранс России делает и будет делать всё возможное, чтобы наша транспортная система, в том числе пролегающая в границах Дальнего Востока, являлась одним из основных драйверов социально-экономического развития России.

 

 

Материал подготовлен на основании доклада министра транспорта РФ М.Ю. Соколова на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О комплексном развитии регионов Дальнего Востока» под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика