Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспорт – основа социального и экономического развития | Издательский дом

Транспорт – основа социального и экономического развития

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

Транспорт был, есть и всегда будет основой социального и экономического развития, единства и территориальной целостности страны. В непростых внешнеполитических и экономических условиях отрасль работает стабильно и в целом обеспечивает удовлетворение спроса на свои услуги.

 

 

В 2016 году, несмотря на снижение экспорта российских товаров и услуг в целом, экспорт транспортных услуг сохранился на уровне 2015 года и в стоимостном выражении составил порядка 15 млрд долларов, что составляет почти половину доходов России от экспорта природного газа.

 За прошедший период предприятиями транспортного комплекса в бюджетную систему страны было перечислено более 540 млрд рублей налогов и сборов, что почти на 5% больше, чем в 2015 году. Рост производительности труда составил порядка 2%. При этом в целом по экономике данный показатель все еще находится в отрицательной зоне.

 

 Кроме того, в 2016 году на развитие транспортной инфраструктуры из федерального бюджета было направлено на 20% меньше средств, чем годом ранее. Однако благодаря принятым мерам по привлечению инвестиций из региональных бюджетов, внебюджетных источников, а также развитию механизмов государственно-частного партнерства, общий объем инвестиций вырос почти на 5% и составил более полутора триллионов рублей. Это примерно около 2% ВВП страны, что сопоставимо по уровню с докризисными показателями.

 В условиях оптимизации средств из федерального бюджета правильно выбранные приоритеты и концентрация на ключевых направлениях деятельности позволили нам сохранить доступность услуг для пассажиров в социально значимых сегментах перевозок, повысить качество и работоспособность инфраструктуры, продолжить реализацию стратегически важных для страны инфраструктурных проектов по отраслям.

 

 

Воздушный транспорт

 

Благодаря мерам государственной поддержки на воздушном транспорте был сформирован стабильно развивающийся внутренний рынок перевозок. Выросла популярность внутренних туристических маршрутов. Только аэропорты Сочи, Анапы, Геленджика и Симферополя обслужили более 12 млн пассажиров, что является рекордным показателем для этих курортных центров за всю историю их существования.

 Росту пассажиропотока на внутренних авиалиниях способствовала долгосрочная государственная политика по реализации 5 программ субсидирования. На эти цели было направлено 8 млрд рублей. В программах задействовано 279 маршрутов, по которым было перевезено 1,5 млн пассажиров. В 2017 году субсидирование перевозок будет продолжено, учитывая большую социальную значимость и востребованность данных мер. При этом программы будут корректироваться с учетом новых потребностей регионов и пожеланий пассажиров.

 

 Введены в эксплуатацию новые международные терминалы в Нижнем Новгороде, Тюмени, Волгограде и Екатеринбурге. Открыт новый гражданский аэропорт Раменское в подмосковном Жуковском. Завершено строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону, а также пассажирских терминалов международных аэропортов Анапы и Калининграда. Закончена реконструкция аэродромной инфраструктуры гражданского сектора аэропорта Петрозаводска. Введена в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочная полоса в аэропорту Уфы.

 Также завершены работы по реконструкции объектов аэродромного комплекса международного аэропорта Елизово в Петропавловске-Камчатском. Теперь аэропорт может принимать практически любые типы воздушных судов. Реализуются проекты по реконструкции аэропортов и аэродромной инфраструктуры в воздушных гаванях: Саранска, Самары, Норильска, Хабаровска, Нижнекамска, Воронежа, Зеи, Кызыла, Ульяновска и ряда других городов.

 

 Синхронно ведется модернизация аэронавигационной системы страны. Одним из ключевых мероприятий является создание 15 укрупненных центров единой системы организации воздушного движения. В декабре прошлого года введен в эксплуатацию Красноярский центр. Ведутся работы по созданию таких центров в Новосибирске, Тюмени, Якутске. До конца текущего месяца будет переведено управление в новый Московский центр управления воздушным движением, который будет обслуживать порядка 150 млн пассажиров в год.

 

 

Железнодорожный транспорт

 

На железнодорожном транспорте впервые за несколько лет продемонстрирован рост показателей по перевозке пассажиров. Объем перевозок вырос на полтора процента, в том числе в пригородном сообщении. Растет популярность скоростных маршрутов. За год количество перевезенных пассажиров на поездах «Сапсан» увеличилось более чем на треть. Организован скоростной маршрут Москва – Берлин с использованием вагонов, оснащенных инновационной автоматической системой изменения ширины колеи. Благодаря ей техническая задержка при пересечении границы с Европейским союзом занимает не более 20 минут вместо ранее требовавшихся 2 часов.

При активном участии правительства и Государственной думы в прошлом году были приняты ключевые решения по долгосрочной поддержке пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. До 2030 года установлена нулевая ставка НДС на дальние и пригородные перевозки, а также льготный тариф на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении.

В целом за год субсидии из федерального бюджета для поддержки пассажирских перевозок составили 54 млрд рублей. В 2017 году, с учетом снижения ставки НДС, планируется направить порядка 48 млрд рублей. Эти меры позволят железнодорожным пассажирским компаниям не только вести безубыточную деятельность, но и обновлять подвижной состав. За год было закуплено 500 единиц моторвагонного подвижного состава, в том числе 150 вагонов для электропоездов «Ласточка», и порядка 300 пассажирских вагонов.

 

 Кроме того, на железнодорожном транспорте введены в эксплуатацию 440 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, а также выполнен капитальный ремонт и реконструкция почти на 6 тысячах км путей.

 В настоящее время реализуются проекты по модернизации и развитию БАМа и Транссиба, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству обхода Украины, инфраструктуры Западной Сибири, проектированию высокоскоростной магистрали Москва – Казань, строительству железнодорожных подходов на Северо-Западном направлении к российским портам на Балтике.

 Все реализуемые проекты являются необходимым условием обеспечения сбалансированного экономического развития, связанности территории, реализации транзитного потенциала и безопасности страны.

 

 

Автомобильные дороги

 

За прошедший год доля федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, доведена до рекордного уровня, превышающего 71% от их общей протяженности. Построено и реконструировано более 300 км автомобильных дорог федерального значения. Введены в эксплуатацию участки на восьми крупнейших трассах, а также завершены обходы населенных пунктов в Рязанской и Воронежской областях, Алтайском крае, Республике Мордовия.

В Тверской области параллельно со строящейся платной дорогой расширен до четырех полос проблемный участок трассы «Россия» – обход Торжка. В год 100-летия основания Мурманска было открыто движение по новой подъездной трассе к городу.

На федеральных трассах М-3 «Украина» и М-4 «Дон», переданных в доверительное управление Государственной компании «Автодор», в 2016 году введены в эксплуатацию четыре значимых участка общей протяженностью 90 км.

По решению Совета при Президенте по стратегическому развитию дан старт приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги». По итогам реализации проекта в 38 крупнейших городских агломерациях страны, с населением свыше 500 тысяч человек в каждой, доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, в этих агломерациях по итогам 2017 года должна составить не менее 44 %, а к 2025 году – не менее 85%. Эффект от реализации проекта почувствуют на себе более 41 млн человек.

На реализацию проекта бюджетам субъектов в этом и следующем году будет выделено по 30 млрд рублей. Данные средства предоставляются субъектам Российской Федерации при условии 50%-ного софинансирования.

 

Надо отметить, что все необходимые решения по выделению средств субъектам на уровне правительства, Минтранса России и Росавтодора приняты.

Уверенно пройден экватор по реализации самого масштабного и знакового на сегодняшний день как для отрасли, так и для страны в целом инфраструктурного проекта – строительства Крымского моста через Керченский пролив. На сегодняшний день с опережением календарного графика ведутся работы как на сухопутных участках строительства, так и в акватории. Открытие рабочего движения по автодорожной части моста запланировано уже в следующем году, по железнодорожной – в 2019 году.

 

Важными вопросами, связанными с сооружением Крымского моста, являются строительство автомобильных и железнодорожных подходов к нему. Один из основных объектов здесь – автомобильная дорога «Таврида». В настоящее время проходит государственная экспертиза проектно-сметной документации. Необходимо закончить эту работу в кратчайшие сроки и приступить к строительству. Для создания комфортных условий движения автомобильного транспорта необходимо в кратчайшие сроки начать проектирование автодорожного обхода Краснодара.

 Опыт последних лет показал, что активное внедрение механизмов государственно-частного партнерства позволяет успешно решать проблемы ограниченности бюджетных ресурсов, повышения качества строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

В прошлом году завершен самый масштабный в Европе проект строительства инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства – Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Реализация этого проекта осуществлена с привлечением частных инвестиций и государственных гарантий в объеме 25 млрд рублей.

 

Среди крупнейших дорожных ГЧП-проектов, реализуемых сегодня, хочется отметить строительство участков скоростных автомобильных дорог «Украина», «Дон», Москва – Санкт-Петербург, а также Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области.

Вместе с тем при реализации проектов на условиях ГЧП нам пришлось столкнуться с рядом проблемных вопросов. Падение инвестиционной активности негативным образом сказалось на конкуренции при проведении конкурсных процедур. Несмотря на все принятые меры, количество потенциальных участников проектов существенно снизилось. Примером может являться сокращение, по сравнению с 2014 годом, с пяти до одного участников конкурсов по пусковым комплексам Центральной кольцевой автомобильной дороги.

 

Вместе с тем, несмотря на снижение инвестиционной активности, очень важно поддержать инициативы по региональным проектам ГЧП.

В 2016 году на региональной и местной дорожной сети с использованием средств федерального бюджета завершены строительство и реконструкция около 3 тысяч, а отремонтировано почти 14 тысяч км автомобильных дорог. Введены в эксплуатацию мосты в Новгородской и Калининградской областях, в Республике Удмуртия, Республике Татарстан, Чеченской Республике.

За счет средств от системы «Платон», выделенных по решению правительства, отремонтировано более 1 тысячи км дорог в 40 городах и регионах, построены мосты в Алтайском крае, Уфе, Карачаево-Черкесской Республике. В общей сложности строительные и ремонтные работы выполнялись в 18 регионах на 30 мостах общей протяженностью более 3 км.

 

 

Водный путь

 

В 2015 году правительством была утверждена «Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года» и впервые на президиуме Госсовета рассматривался вопрос о развитии внутренних водных путей. Приняты ключевые решения о поэтапном переходе с 2018 года на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, а также о долгосрочной государственной поддержке строительства гражданских судов. Принят федеральный закон, дающий возможность субъектам РФ участвовать в софинансировании внутренних водных путей федерального значения и содержать внутренние водные пути регионального значения.

 Таким образом, созданы все необходимые предпосылки для улучшения инфраструктуры внутренних водных путей, увеличения объемов перевозки пассажиров и грузов и обновления флота.

 

2016 год был ознаменован завершением работ по вторым этапам реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала и Азово-Донского бассейна. Продолжаются работы по строительству, реконструкции и поддержанию уровня безопасности гидротехнических сооружений на Единой глубоководной системе европейской части страны, а также в Енисейском бассейне. Завершены инженерные изыскания для строительства Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге, а также заключен госконтракт на проектирование Багаевского гидроузла на Дону.

 

 Планомерно наращивают мощности морские порты, что подтверждается стабильными темпами роста объемов перевалки грузов. Прирост перегрузочных мощностей составил 32 млн тонн.

 Продолжаются мероприятия по развитию инфраструктуры в морских портах: Мурманск, Калининград, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Петропавловск-Камчатский, Ванино, Восточный, Новороссийск, Тамань. Началась эксплуатация порта Бронка в Санкт-Петербурге. Завершены реконструкция здания морского вокзала в порту Мурманск и строительство морского вокзала в Петропавловске-Камчатском. За год объем частных инвестиций в развитие инфраструктуры морского транспорта составил более 46 млрд рублей.

 

 Обновляется российский ледокольный флот. Поднят государственный флаг над дизель-электрическим ледоколом «Новороссийск» мощностью 18 МВт, уже третьим в своей серии, вслед за ледоколами «Владивосток» и «Мурманск», пополнившими флот в 2015 году. Спущен на воду самый современный на сегодня неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт. Это инновационный проект, способный стать базовой платформой для ледоколов следующих поколений.

 

 

Задачи 2017 года

 

 Совместно с Общественным советом были определены ключевые цели на 2017 год, которые отражены в Публичной декларации Минтранса России. Они являются логическим продолжением нашей деятельности в прошлом году и направлены в том числе на решение задачи, поставленной Президентом РФ, по выходу на траекторию роста темпами выше среднемировых. С учетом поставленных целей в текущем году запланированы следующие мероприятия.

В дорожном хозяйствебудет продолжена реализация таких проектов, как строительство Крымского моста и подходов к нему для планового ввода его автодорожной части в следующем году, а также важнейших участков коридора Европа – Западный Китай, в том числе Центральной кольцевой автомобильной дороги и скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

Планируется введение в эксплуатацию участков дорог на территориях Дальнего Востока, Северного Кавказа, Республики Татарстан, Московской, Ленинградской, Калужской, Тверской, Новгородской и Мурманской областей.

 

Будет построено почти 330 км федеральных трасс, еще на 9 тысячах км будут проведены ремонтные работы. Все эти мероприятия позволят довести долю федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, с 71 до 77% от их общей протяженности.

 Продолжится оказание поддержки регионам как в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», так и в рамках предоставления федеральных субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Будет продолжено развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, подходов к нашим портам, расположенным в Западной Арктике, Балтийском море и в Азово-Черноморском бассейне, а также завершение строительства обхода Украины. Ввод в эксплуатацию дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий составит почти 720 км. Продолжится развитие крупных транспортных узлов: Московского железнодорожного узла и, прежде всего, его радиальных линий, Новороссийского, Мурманского, а также узла Восточный – Находка.

 

 На воздушном транспорте будет введено девять взлетно-посадочных полос, в том числе в рамках подготовки к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу – шесть. Планируется завершение строительства новых пассажирских терминалов международных аэропортов Перми, Анапы и первого этапа строительства международного терминала Калининграда, открытие в Ростове-на-Дону нового аэропорта Платов.

 На морском транспорте ввод портовых мощностей составит порядка 27 млн тонн. Планируется развитие портов Тамань, Восточный, Мурманск. Начнет полномасштабную эксплуатацию порт Сабетта.

 На внутреннем водном транспорте будут реконструированы гидротехнические сооружения в Самарской, Вологодской, Саратовской, Новосибирской областях и Республике Карелия.

 Будут продолжены мероприятия по обустройству и обеспечению бесперебойного функционирования пунктов пропуска.

Еще одним значимым событием текущего года стало транспортное обеспечение Кубка конфедераций. На реализацию Правительственной гарантии по бесплатной перевозке болельщиков железнодорожным транспортом в период Кубка удалось изыскать более 850 млн рублей. Перед нами уже стоит еще более сложная задача, связанная с необходимостью определения источников финансирования таких перевозок в период чемпионата мира по футболу 2018 года, а это более 3 млрд рублей.

 

 Особое внимание мы уделяем государственной поддержке в сфере пассажирских перевозок, обновлению парка российских перевозчиков, улучшению доступности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.

 Финансирование инфраструктурных проектов будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на 2017–2019 годы. Однако для завершения в установленные сроки таких важных и имеющих общегосударственное значение проектов, как БАМ, Транссиб, подходы к Крымскому мосту, железнодорожный обход Краснодара, порт Тамань, Багаевский и Нижегородский гидроузлы, в 2018–2020 годах необходимо выделение дополнительных средств в размере 200 млрд рублей.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика