Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Развитие объектов портовой инфраструктуры и флота в Арктическом регионе | Издательский дом
#

Развитие объектов портовой инфраструктуры и флота в Арктическом регионе

 

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко

 

В статье детально отражена информация о развитии объектов портовой инфраструктуры и флота, обеспечении транспортной безопасности, а также реализации проектов по развитию транспортных коридоров через арктические порты и обеспечении безопасности мореплавания в Арктике

 

В последнее десятилетие российские морские порты активно развиваются и, несмотря на сложности в экономике, сохраняют положительную динамику объемов перевалки грузов.За 2015 год данный показатель по сравнению с 2014 годом увеличился на 5,7% и составил 676,7 млн тонн, в том числе сухогрузов – 312,2 млн тонн (+5,3%), наливных – 364,5 млн тонн (+6,0%).

Рост объема перевалки наливных грузов происходит за счет отгрузки сырой нефти – 202,0 млн тонн (+8,0%), нефтепродуктов – 146,0 млн тонн (+3,7%), сжиженного газа – 12,9 млн тонн (+5,0%) и химических грузов – 0,99 млн тонн (+12%).

Основу перевалки сухих грузов составляет уголь – 123,2 млн тонн (+6,0%), минеральные удобрения – 16,0 млн тонн (+8,8%). Существенный рост показала перевалка зерна – 34,4 млн тонн (+15,1%). Продолжает расти спрос на черные металлы – 26,2 млн тонн (+12,2%) и цветные металлы 3,5 млн тонн (+10,7%).

 

Устойчивые темпы развития торгового грузооборота морских портов Российской Федерации в значительной мере связаны с развитием и эффективной эксплуатацией морской портовой инфраструктуры и обеспечением безопасности мореплавания, где ключевую роль играет ФГУП «Росморпорт».

 

В настоящее время в хозяйственном ведении предприятия находятся 27 систем управления движением судов (СУДС), 4 станции системы НАВТЕКС, являющиеся подсистемой Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), 33 береговых станций морских районов А1 ГМССБ, 10 береговых станций морских районов А2 ГМССБ, 7 контрольно-корректирующих станций (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS.

 

Под контролем СУДС предприятия в 2015 году находилось более 760 тысяч судов, предотвращено 4 аварийных случая.

 

 

Обеспечение транспортной безопасности

 

В целях обеспечения гарантированной работоспособности и с учетом непрерывного круглогодичного, круглосуточного цикла работы системы обеспечения безопасности мореплавания (СОБМ) в акваториях морских портов и на подходах к ним за счет средств федерального бюджета и собственных средств ФГУП «Росморпорт» осуществляется планомерное обновление и модернизация оборудования СОБМ.

Так, в 2015 году завершено создание СУДС Кандалакшского залива Завершена реконструкция объектов морских районов А1 и А2 ГМССБ на подходах к портам Архангельск и Астрахань, продолжается реконструкция СУДС порта Новороссийск.

 

Кроме этого, ФГУП «Росморпорт» осуществляются проектные работы по строительству и реконструкции объектов СОБМ Финского залива, Азовского моря, залива Петра Великого, морских портов Анадырь, Ростов-на-Дону, Таганрог, Севастополь, Керчь и Феодосия.

В 2015 году Росморречфлотом принято решение о передаче в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов (далее – ИТСОТБ), созданных в период с 2010 по 2015 год.

По итогам 2015 года в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» принято оборудование ИТСОТБ 45 акваторий морских портов и разработанная проектно-сметная документация для оснащения оборудованием ИТСОТБ еще 9 морских портов Сахалина и Дальнего Востока.

Силами персонала филиалов ФГУП «Росморпорт» организованы техническое обслуживание и ремонт принятого оборудования. В целях организации технического наблюдения в морских портах организовано несение круглосуточной вахты операторским персоналом на постах технического наблюдения.

 

В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» ведется работа по оснащению акваторий морских портов Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь оборудованием ИТСОТБ.

ФГУП «Росморпорт» является крупнейшим владельцем ледокольного флота в России и в мире. Предприятие обеспечивает ледокольные проводки судов во всех морских бассейнах страны, кроме Черного моря. На балансе предприятия 31 единица дизель-электрических ледоколов, ежегодно на их содержание требуется порядка 2,5 млрд рублей.

Пополнение ледокольного флота осуществляется ФГУП «Росморпорт» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». В апреле 2016 года прошли ходовые испытания 2 новых ледоколов «Владивосток» и «Мурманск» мощностью 16 МВт каждый. В завершающей стадии строительства находятся еще 2 ледокола мощностью 16 и 25 МВт.

 

Ледоколы предприятия на регулярной основе оказывают услуги по ледокольному обеспечению судоходства в Арктическом регионе, в том числе в акватории Северного морского пути (СМП) и районах, примыкающих к ней.

Так, в 2015 году осуществлялись работы по ледокольному обеспечению судов в акватории морского порта Сабетта и на подходах к нему, обеспечению доставки людей и снабжения на о. Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа в интересах Министерства обороны Российской Федерации, снятию и последующей транспортировке на материк людей и грузов с дрейфующей полярной станции «Северный полюс – 2015». ФГУП «Росморпорт» также имеет значительный опыт ледокольного сопровождения комплексных геолого-геофизических исследований и иных научно-исследовательских работ в акватории СМП (ФГУНПП «Севморгео», ФГБУ «ААНИИ»).

 

При непосредственном участии ФГУП «Росморпорт» осуществляется реализация инвестиционных проектов по развитию объектов портовой инфраструктуры в Арктическом регионе, связанных с освоением углеводородных месторождений. Самыми значимыми в части добычи углеводородного сырья являются проекты освоения Южно-Тамбейского и Новопортовского месторождений на полуострове Ямал.

 

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» совместно с ОАО «Ямал СПГ» реализует проект строительства морского порта на полуострове Ямал в районе пос. Сабетта. Проектная мощность порта составит 16,5 млн тонн СПГ и 1,35 млн тонн ГК в год. Реализация проекта осуществляется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» с привлечением средств федерального бюджета. Ввод в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры планируется в 1-м квартале 2018 года.

 

В мае 2016 года на полуострове Ямал в районе мыса Каменный дан старт работе терминала для отгрузки нефти с Новопортовского месторождения мощностью 8,5 млн тонн в год.

 

 

Проекты по развитию транспортных коридоров через арктические порты, безопасность мореплавания в Арктике

 

Одним из важных проектов Арктического региона России является развитие Мурманского транспортного узла. Проект направлен на создание круглогодичного морского порта – хаба, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг». В составе проекта предусмотрено строительство угольного и нефтеналивного терминалов, а также железнодорожной магистрали протяженностью 46 км на западном берегу Кольского залива. Проектная мощность перегрузочных комплексов составит 29 млн тонн, реализация проекта осуществляется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» с привлечением средств федерального бюджета.

 

Кроме того, в стадиях предпроектных разработок и проектирования находятся следующие проекты развития портовой инфраструктуры в Арктической зоне РФ:

– реконструкция морского порта Нарьян-Мар с увеличением его пропускной способности на 350 тысяч тонн генеральных и контейнерных грузов;

– строительство универсального и специализированных причалов в морском порту Индига мощностью 30 млн тонн в год, в целях осуществления северного завоза в регион и перевалки угля, нефти и нефтепродуктов, а также контейнерных и генеральных грузов;

– строительство комплекса по производству и отгрузке СПГ и ГК с Салмановского газоконденсатного месторождения (Обская губа) мощностью 16,5 млн тонн;

– строительство угольного терминала «Чайка» в районе морского порта Диксон мощностью до 10 млн тонн;

– строительство нефтяного терминала «Таналау» в районе Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений мощностью 5 млн тонн.

 

Реализация вышеуказанных проектов должна стать катализатором роста для всех экономических и социальных сторон жизни в Арктической зоне Российской Федерации. В условиях оптимизации расходов федерального бюджета требуется обеспечить безусловную реализацию мероприятий, предусмотренных действующими федеральными целевыми программами в части развития портовой инфраструктуры.

 

Кроме того, учитывая капиталоемкость создания и реконструкции объектов портовой инфраструктуры в целях поступательного и качественного развития и реализации транспортно-транзитного потенциала России, при реализации инвестиционных проектов необходимо активнее применять механизмы государственно-частного партнерства, которое позволяет, с одной стороны, значительно снизить потребность в привлечении средств федерального бюджета при создании объектов морских портов, а с другой – достигать мультипликативных эффектов, связанных с инвестициями в инфраструктурные проекты.

 

Порт «Сабетта», Юго-Восточное ледозащитное сооружение

 

 

Ледокол «Мурманск»

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика