Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Состояние системы внутренних водных путей Российской Федерации по основным показателям | Издательский дом
#

Состояние системы внутренних водных путей Российской Федерации по основным показателям

 

 

 

Заместитель министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский

 

 

     Внутренние водные пути являются важнейшей составной частью транспортной системы России. Их эксплуатируемая сеть составляет 101,5 тысячи км. Большая часть этих путей обладает развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. Внутренний водный транспорт обслуживает 61 регион.

 

     В регионах Российской Федерации, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90% валового внутреннего продукта и проживает 80% населения страны.

     Вследствие недостаточного развития автомобильных и железных дорог внутренние водные пути имеют особое значение при завозе социально значимых грузов для населения, проживающего на территориях Крайнего Севера и приравненной к ним местности. При этом 78% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров.

     Обслуживание внутренних водных путей (ВВП) и судоходных гидротехнических сооружений в 2017 году осуществляется в соответствии с установленными категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, гарантированными габаритами судовых ходов, а также сроками работы судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными распоряжением Росморречфлота  № ВО-311-р от 22 декабря 2016 года.

 

     Протяженность ВВП в навигацию 2017 года составляет 101 484,8 км, из них по категориям средств навигационного оборудования:

1) с гарантированными габаритами судовых ходов, всего – 49 872,6 км:

– с освещаемой обстановкой – 26 533,6 км;

– со светоотражающей обстановкой –11 317,7 км;

– с неосвещаемой обстановкой – 12 021,3 км.

2) без гарантированных габаритов судовых ходов, всего – 51 611,7 км:

– с освещаемой обстановкой – 434 км;

– со светоотражающей обстановкой – 0 км;

– с неосвещаемой обстановкой – 2738 км;

– без навигационной обстановки – 48 440,2 км.

     В навигацию 2017 года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2016 годом увеличилась на 805,2 км.

     Повышены категории содержания внутренних водных путей на 1060,2 км, увеличена протяженность с навигационной обстановкой на 825,2 км, с круглосуточным движением судов на 837,2 км.

     Сроки работы средств навигационного оборудования на внутренних водных путях увеличены от 3 до 20 суток, общей протяженностью 1480,4 км.

     Для обеспечения безопасных условий судоходства в навигацию 2017 года план дноуглубительных работ на транзите составил 35,4 млн куб. м, что составляет 202% к 2016 году (17,5 млн куб. м грунта).

 

 

Направления развития ВВП и ключевые проекты по реконструкции гидротехнических сооружений

 

      В 2016 году была утверждена Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 327-р).

      Стратегией предусмотрен комплекс мер, и основные меры направлены на создание благоприятных условий для развития судоходства и переключения грузопотоков с наземных на внутренний водный транспорт:

      – улучшение качественных параметров внутренних водных путей;

      – строительство новых гидротехнических сооружений для ликвидации «узких мест» на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;

      – переход на финансирование содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации;

      – государственная поддержка судостроения.

      Развитию внутренних водных путей должен способствовать принятый в 2016 году Федеральный закон № 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон    «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым создана новая модель классификации внутренних водных путей по признакам «федеральных» и «региональных» участков.

      Создание водных путей регионального значения позволит расширить географию перевозок на тех водных объектах (отдельные участки рек, каналов, озер и водохранилищ), которые сейчас не включены в Перечень внутренних водных путей федерального значения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р).

 

      Указанные вопросы также рассматривались на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации 15 августа 2016 года.

      По итогам заседания Президентом Российской Федерации даны поручения, касающиеся в том числе:

 – ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях Единой

глубоководной системы европейской части Российской Федерации;

      – обеспечения поэтапного перехода на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;

– обеспечения долгосрочной государственной поддержки строительства в Российской Федерации гражданских судов.

Для качественного улучшения судоходных условий необходимо ликвидировать лимитирующие участки на всем протяжении Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. И первоочередная задача – это строительство Нижегородского и Багаевского гидроузлов.

В 2016 году закончено проектирование первого этапа Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге. В настоящее время Росморречфлотом заключен контракт на проведение основного этапа проектных работ.

До конца текущего года будет завершено проектирование Багаевского низконапорного гидроузла, также включенного в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».

Строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов позволит создать условия для обеспечения сквозного судоходства между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями и будет способствовать развитию судоходства, в том числе круизного. В свою очередь у судоходных компаний появится стимул строить новый современный флот.

 

 

Развитие ВВП: выполнение поручений Президента России по итогам заседания Президиума Госсовета

 

    Как уже упоминалось, в соответствии с поручениями президента России ведется проектирование Багаевского и Нижегородского низконапорного гидроузлов.      Предполагаемая стоимость реализации мероприятий составляет
65,5 млрд рублей, в том числе Багаевского гидроузла – 22 млрд рублей, Нижегородского – 43,5 млрд рублей.

     С учетом решений, принятых на заседании президиума Госсовета о поэтапном переходе на нормативное финансирование содержания внутренних водных путей, в 2017 году дополнительно выделено 4,5 млрд рублей, с общим объемом финансирования 17,9 млрд рублей.

     Это позволило уже в навигацию 2017 года обеспечить качественное улучшение параметров внутренних водных путей и принять меры для повышения надежности и безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Наглядным является показатель по объему дноуглубления, который вырос практически в 2 раза.

(Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2016 годом составило 805 км, протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составила 49 873 км, в том числе с освещаемой и светоотражающей обстановкой – 37 851 1060 км, увеличена протяженность с навигационной обстановкой на 825 км, с круглосуточным движением судов – на 837 км.

Кроме того, сроки работы средств навигационного оборудования будут увеличены от 3 до 20 суток на внутренних водных путях протяженностью 1480 км.

     Также за счет дополнительного финансирования для улучшения технического состояния и повышения уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений в 2017 году запланировано проведение строительно-монтажных работ на 30 объектах капитального ремонта СГТС, и по 12 объектам разрабатывается проектно-сметная документация.)

     Для дальнейшего поддержания в надлежащем состоянии судоходных путей и гидротехнических сооружений и обеспечения роста грузоперевозок необходимо ежегодное выделение средств с учетом установленных нормативов. В настоящее время Росморречфлотом совместно с Минфином России ведется соответствующая работа.

 

     С учетом эффективности перевозок внутренним водным транспортом и необходимости переключения грузопотоков с других видов транспорта был проработан вопрос о возможности повышения в период навигации стоимости перевозок навалочных и тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на направлениях, где перевозка может осуществляться по воде.

     В настоящее время внутренний водный транспорт находится в неравных конкурентных условиях по отношению к другим видам транспорта даже в отношении тех видов грузов, которые традиционно считались тяготеющими именно к перевозке по рекам (массовые регулярные отправки крупных партий тяжеловесных грузов с низкой добавленной стоимостью).

 

     Это обусловлено наличием существующих инфраструктурных ограничений, а также применяемых понижающих коэффициентов к существующему тарифу на перевозку железнодорожным транспортом. На автомобильном транспорте также действует понижающий коэффициент к плате в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования.

     В условиях интенсивного обновления флота и восстановления параметров судовых ходов достаточно не применять понижающих коэффициентов и это обеспечит конкурентоспособность внутреннего водного транспорта.

При этом наиболее полное использование потенциала внутренних водных путей, прежде всего Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, может стать существенным фактором снижения расходов на инфраструктуру, уменьшения транспортной составляющей в цене товара, снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду.

     Для максимального использования преимущества каждого вида транспорта необходимо сбалансированное распределение грузопотоков, что позволит устранить диспропорции темпов и масштабов развития различных видов транспорта и добиться гармонизации транспортно-экономических балансов регионов Российской Федерации, на территории которых имеются внутренние водные пути.

     В части принятия мер по обеспечению государственной поддержки строительства гражданских судов, Росморречфлот совместно с Российской палатой судоходства и Минтрансом России принял активное участие в подготовке Минпромторгом России Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию. В апреле текущего года указанные Правила были утверждены Правительством Российской Федерации.

 

     (Справочно: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 года № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию».)

     Другой мерой поддержки обновления флота является предоставление субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов в отношении договоров, заключенных в период 2008–2016 годов.

     Эта мера государственной поддержки показала свою эффективность, благодаря чему было построено и продолжает строиться 109 судов.

     В перечне поручений Президента Российской Федерации выделен вопрос обеспечения совместно с Правительством Москвы софинансирования начиная с 2017 года объектов канала имени Москвы, используемых для водоснабжения столицы.

 

     По итогам совместной работы Правительством Москвы подготовлен проект постановления о начале выделения в 2017 году 500 млн рублей на софинансирование первоочередных мероприятий по приведению насосных станций канала имени Москвы в надлежащее состояние.

     Реализация решений Президиума Госсовета Российской Федерации уже дала ощутимые результаты в деятельности внутреннего водного транспорта. Наша задача – обеспечить их безусловное исполнение, что станет мощным стимулом для дальнейшего развития отрасли.

 

 

  Приложение 1

 

  Динамические показатели развития ВВП России  

 

Динамика перевозок грузов внутренним водным транспортом

в 20112016 годах (млн тонн)

 

 

Рис. 1

Во внутреннем сообщениииз общего объема было перевезено 87,4 млн тонн грузов. Падение обусловлено, прежде всего, снижением перевозок строительных грузов и нефтеналивных грузов.

Таблица 1

 Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом России

Наименование показателя

Единица

измерения

2015

2016

Темп роста,

%

Перевозка грузов

млн тонн

121,4

117,9

97,1

В том числе:

 

 

 

 

внутреннее сообщение

 

94,3

87,4

92,6

заграничное сообщение

 

27,1

30,5

112,5

Грузооборот

млрд т-км

63,6

67,2

105,6

В том числе:

 

 

 

 

внутреннее сообщение

 

29,3

29,0

98,9

заграничное сообщение

 

34,3

38,2

111,2

 

Основная доля перевозок приходилась на Волжский бассейн – 27,6%, Московский – 12,9%, Камский – 9,6%, Азово-Донской – 9,2%, Волго-Балтийский – 5,9%, Обь-Иртышский – 5,4%.

В заграничном сообщенииобъем перевозки грузов составил 30,5 млн тонн, рост показателя по отношению к 2015 году произошел в основном за счет предприятий Волго-Балтийского бассейна на 3,5%, Волжского бассейна на 12,5%, Азово-Донского бассейна на 12,9%.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности организациями отрасли предъявленные к перевозке грузы доставлены в полном объеме. За отчетный период отправлено 18,5 млн тонн грузов, что на 9% больше аналогичного показателя прошлого года. Объем сухих грузов составил 15 млн тонн (+11,3%), наливных – 1,6 млн тонн       (–9,4%), лесных грузов в плотах – 1,9 млн тонн (+8,9%) (таблица 2).Из общего объема завоз жизненно важных грузов по госзаказу составил 1642,74 тысячи тонн, в том числе уголь – 619,23 тысячи тонн, нефтепродукты – 664,04 тысячи тонн.

 Основной объем грузов был доставлен в Красноярский край – 6013,5 тысячи тонн; Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) – 4123,7 тысячи тонн; Ямало-Ненецкий автономный округ – 1280,7 тысячи тонн, Республику Саха (Якутия) – 3295,9 тысячи тонн; Иркутскую область – 1616,5 тысячи тонн.

Грузооборот предприятий внутреннего водного транспорта России в 2016 году вырос на 5,6% и составил 67,2 млрд т-км (2015 год – 74,4 млрд т-км).

 Средняя дальность перевозок во внутреннем сообщении составила 331,9 км, а в заграничном – 1252,8 км.

 

Таблица 2

Объем перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности(млн тонн)

Наименование показателя

2015 год

2016 год

Темп роста,

%

Объем перевозки, всего

 

16,98

18,52

109,1

     В том числе:

 

 

 

сухогрузы

13,48

15,0

111,3

нефть и нефтепродукты

1,71

1,55

90,6

лесные грузы в плотах

1,79

1,95

108,9

 

 

 

За 2016 год перевозки пассажиров на конец навигации составили 13,5 млн человек (2015 год – 13,6 млн человек).

Основной объем пассажирских перевозок приходится на 15 судоходных компаний, каждая из которых в 2016 году перевезла свыше 200 тысяч пассажиров. На долю этих компаний приходится 61% от общего пассажиропотока внутренних водных путей России.

Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2016 год составил 551,7 млн пассажиро-километров, что на 11,2% выше показателя прошлого года (2015 год – 496 млн пассажиро-километров).

 

 

Погрузочно-разгрузочная деятельность в речных портах

 

      Речные порты являются узловыми объектами внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, играют важную роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров, внутреннего грузо- и пассажирооборота страны, внешней торговли.

      На реках России функционирует более 130 портов, имеющих соответствующие подъездные пути и оснащенных свыше 1 тысячи единиц перегрузочной техники.

     Объем перевалки грузов в речных портах за 2016 год составил 138,7 млн тонн, или 96,6% к соответствующему периоду 2015 года (143,6 млн тонн), в том числе объем перевалки сухогрузов составил 131,9 млн тонн, наливных грузов – 6,8 млн тонн      (таблица 3). Из общего объема перевалки грузов внутренние грузы составляют         129,4 млн тонн, внешнеторговые грузы – 9,3 млн тонн.

Таблица 3

Погрузочно-разгрузочная деятельность в речных портах за 2016 год (млн тонн)

Наименование показателя

2015 год

2016 год

Темп роста,

%

Объем перевалки, всего

143,60

138,7

96,6

          В том числе:

 

 

 

сухогрузы

136,04

131,9

97,0

          из них

 

 

 

уголь каменный, кокс

1,83

1,91

104,4

строительные грузы

111,95

108,55

97,0

черные металлы

5,59

6,15

110,0

зерно и продукты перемола

0,75

0,71

94,7

химические и минеральные удобрения

0,3

0,52

173,3

лесные

1,97

2,33

118,3

прочие

13,67

11,7

85,6

наливные грузы

7,55

6,8

90,1

 

Доля внешнеторговых грузов составила 6,7%, в данном направлении имеется перспектива роста, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 734-р 40 речных портов открыты для захода судов под флагами иностранных государств (рис. 2).

Объем перевалки грузов в речных портах России за 2016 год (млн тонн)

 

 

Рис. 2

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика