Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Передовые технологии Средне-Невского судостроительного завода для российского судостроения и промышленности | Издательский дом

Передовые технологии Средне-Невского судостроительного завода для российского судостроения и промышленности

 

Генеральный директор АО «СНСЗ» Владимир Середохо

 

«Средне-Невский судостроительный завод», входящий в состав Объединенной судостроительной корпорации, был основан в 1912 году на берегу Невы. За более чем вековую историю завод превратился в крупное, современное, высокотехнологичное предприятие, на котором за годы работы построено более 500 кораблей и судов по 43 проектам для Флота России и на экспорт. 

 

 

Сегодня Средне-Невский судостроительный завод – это центр компетенции в области применения и развития отечественных композитных технологий. Завод является лидером на отечественном рынке по изготовлению композитных конструкций различного назначения (обрабатывается до 1000 т композитов в год) и предлагает своим заказчикам широкий спектр продукции и услуг, начиная от традиционных для завода противоминных кораблей и гражданских судов, заканчивая перспективными проектами со многими крупными российскими компаниями.

 

 

Инновации в производство

 

До последнего времени, в течение прошедшего столетия, традиционным материалом для изготовления конструкций различного назначения являлись металлы: медь, сталь, алюминий, дюралюминий. СНСЗ – единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из данных видов материалов.

 В последние десятилетия в промышленности отмечался всплеск использования альтернативных материалов. Наибольшей популярностью в этой связи пользовался алюминий из-за его легкости и прочности. Другими же альтернативными материалами, которые в последнее время стремительно набирают популярность, являются композиты, такие как, например, стекло- или углепластики. Данные материалы, изготавливаемые из стекло- или углеволокна и полимерных смол, не имеют аналогов по целому ряду свойств, что делает их незаменимыми при изготовлении гражданских судов и различных конструкций гражданского назначения.

 Высокая удельная прочность, коррозионная стойкость, низкая теплопроводность, высокая ударостойкость – вот далеко не полный перечень свойств, которые делают применение стекло- и углепластиков оптимальным решением при изготовлении различных конструкций.

 

 

Пассажирский катамаран проекта 23290

 

 Сегодня заводом решается задача создания инновационных видов продукции, востребованных в гражданском судостроении и реальном секторе экономики.

На заводе построен пассажирский катамаран проекта 23290 – яркий пример применения композитов в судостроении. Его разработкой и проектированием занимался СНСЗ. На этапе эскизного проекта показана высокая эффективность использования композитов.

 

 

Технические характеристики

 

Пассажирский катамаран проекта 23290 предназначен для транспортировки 150 пассажиров. Длина судна – 25,7 м, ширина – 9,03 м, осадка – около 1,5 м.

 Проект судна разработан с учетом особенностей эксплуатации на акватории р. Невы и Финского залива, в том числе с учетом необходимости выполнения требования по надводному габариту, который составляет 5,5 м и обеспечивает проход судна под мостами.

 Дальность плавания составляет 1000 км. Максимальная скорость – около 29 узлов. Катамаран может эксплуатироваться при высоте волны 2 м (мореходность 4 балла). Ввиду отсутствия опыта сертификации судов подобных классов СНСЗ совместно с РМРС разработаны требования к материалам и судам из них.

 

 Одновременно при проектировании созданы композиционные материалы и методы их испытаний, правила проектирования и расчета прочности, отработан порядок сертификации в Российском морском регистре судоходства.

 Катамараны обладают хорошими маневренными качествами, устойчиво держатся на курсе как на переднем, так и на заднем ходу, хорошо управляемы и хорошо противостоят качке на спокойной или взволнованной поверхности воды.

Конкурентными преимуществами судна в сравнении с эксплуатируемыми судами типа «Метеор» являются: высокая мореходность, малая (до 1,5 м) осадка, более низкие эксплуатационные расходы и стоимость обслуживания, высокая скорость, большая пассажировместимость, низкий уровень шума, ремонтопригодность, удобство, быстрота и безопасность посадки-высадки пассажиров, комфортность размещения пассажиров в салоне, современные стандарты отделки, возможность размещения на борту бара-киоска, что обеспечивает дополнительные доходы оператора судна.

 

 

Многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо»

 

 Еще один проект, реализуемый заводом, – многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо» – пример сочетания металлического корпуса и композитной надстройки. Эффективный способ сочетания цены, эргономики и внешнего вида изделия.

Головной катер серии был построен заводом по заказу государственной структуры в 2015 году. Корпус изготовлен из стали, а надстройка и палуба – из стеклопластика.

 

 

Технические характеристики

 

Судно отличает малая осадка (1,15 м, большая пассажировместимость, мореходность и автономность). Скорость катера составляет 15 узлов, дальность плавания – 300 миль, автономность – 5 суток. На катере в комфортных условиях размещаются 10 человек, экипаж – 2 человека.

Конструкция корпуса допускает отстой катера в зимний период на воде с вмерзанием в лед, что существенно сокращает затраты на его эксплуатацию.

 Композитные палуба, рубка и элементы обстройки обеспечивают высокое качество отделки катера и низкие затраты на обслуживание.

 

 

Хороший задел. Масштабные планы

 

 Сегодня в рамках общей модернизации предприятия производится реконструкция судоспускового устройства (СЛИПа), которая завершится до конца 2017 года. Реконструкция СЛИПа позволит СНСЗ расширить линейку выпускаемых кораблей и судов, в том числе и более тяжелых, из металла. Завод продолжит строительство тральщиков, это основная программа для завода. Помимо нее, СНСЗ планирует заниматься строительством боевых, пограничных и сторожевых кораблей для федеральных служб России, вспомогательных и гражданских судов различного назначения. Например, сейчас есть устойчивый интерес к рыболовной тематике, и Средне-Невский судостроительный завод тоже сможет участвовать в этой программе, предприятию вполне будет по силам строить суда класса СРТМ длиной до 80 метров, в том числе из композитов.

 

 Помимо этого, в настоящее время на заводе запущено сразу несколько параллельных процессов: обсуждаются технические регламенты, есть интересные точки взаимодействия с «Уралвагонзаводом», Росатомом, прорабатываются проекты по изготовлению лопастей для ветроэнергетики, ведутся работы с заказчиками реального сектора экономики, например ГУП «Водоканал»: разработка емкостей, трубопроводов для систем хранения агрессивных сред. Композиты – единственное эффективное решение проблем химической коррозии.

 В целом сфера применения композитных материалов многогранна, и компетенции Средне-Невского судостроительного завода в этом направлении из года в год только растут и развиваются.

 Сегодня завод открыт для новых заказчиков и готов к реализации новых проектов.

 

Пассажирский катамаран пр. 23290

 

Многоцелевой катер пр. Р1650 «Рондо»

 

СНСЗ – традиционный участник Международного военно-морского салона

 

Визит министра обороны РФ Шойгу С.К. на Средне-Невский судостроительный завод

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика