Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Актуальные и перспективные направления развития дорожно – транспортной инфраструктуры города Москвы | Издательский дом
#

Актуальные и перспективные направления развития дорожно – транспортной инфраструктуры города Москвы

 

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов

 

О развитии Московского железнодорожного узла, включая развитие радиальных направлений, Малого кольца Московской железной дороги и вокзалов

 

 

Московский железнодорожный узел является одним из крупнейших в мире и наиболее загруженным на железных дорогах России.

 

     Он имеет радиально - кольцевую структуру, состоит из 10 радиальных направлений: Савеловское, Ярославское, Рязанское,  Горьковское, Курское, Павелецкое, Киевское, Казанское, Рижское и Ленинградское. Двух кольцевых линий, многочисленных соединительных линий, грузовых и пассажирских станций. В узле расположены 22 внеклассные станции, в том числе две сетевые сортировочные и 10 грузовых дворов.

 

     Мосузел обеспечивает более половины пригородных перевозок в стране и около 23% дальних пассажирских перевозок. Ежесуточно в Московском регионе услугами железнодорожного транспорта пользуются около 1,3 млн. пассажиров.

     В целях ликвидации узких мест железнодорожной инфраструктуры пригородного комплекса была разработана Программа развития железнодорожной инфраструктуры  в Московском транспортном узле на период  до 2020 года, одобренная и определенная в качестве приоритетной Президентом и Правительством РФ.

     Программой предусматривается строительство 240 км дополнительных  главных путей на радиальных направлениях Московского железнодорожного узла, а также развитие железнодорожной инфраструктуры Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД).

 

     Правительством Москвы и ОАО «РЖД» в целях совместной эффективной  реализации инвестиционного проекта «Реконструкция и развитие Малого  кольца Московской железной дороги» в июне 2011 года было учреждено ОАО «МКЖД».

     Реализация Проекта МКЖД предполагает создание в Москве нового перевозочно – пересадочного контура, который позволит  привлечь на себя часть  пассажиропотока с радиальных линий метрополитена и с железнодорожных вокзалов в центральной части города, более равномерно загрузить транспортную  систему Москвы и создать пассажирам новые возможности и более  удобные варианты осуществления поездок.

 

     Базовый транспортный продукт представляет собой услугу по  перевозке пассажиров, маршрут которых ограничивается системой МКЖД и является стандартизованным социально – ориентированным транспортным  продуктом, который предлагается на массовом рынке транспортного обслуживания населения г. Москвы.

 

     Отличительными особенностями базового продукта являются:

 

·         Высокий уровень безопасности и надёжности,

·         Динамическое изменение объема предложения продукта в  зависимости от спроса (часовые, суточные, недельные, месячные, сезонные, ситуационные колебания спроса),

·         Высокая регулярность (частота) и пунктуальность (исполнение графика движения), тактовое движения поездов,

·          Комфортные условия в салонах вагонов  подвижного состава, соответствующие нормативным требованиям к качеству обслуживания в транспортных системах класса ССВТ,

·         Адаптация подвижного состава и инфраструктуры для комфортных условий поездок инвалидов и маломобильных групп пассажиров,

·         «безбарьерное» сопряжение с функционально – планировочной и архитектурно – пространственной структурой города,

·         Ценовая доступность для всех слоев населения  г. Москвы, обеспечиваемая государственным регулированием базового тарифа и  предоставлением льгот в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы.

К концу 2015 года в составе МК МЖД планируется ввести в эксплуатацию  31 остановочный пункт – транспортно – пересадочный узел.

 

 

Генеральная схема развития МЖУ

 

Основным документом в рамках реализации общей транспортной стратегии  является генеральная схема развития МЖУ.

     Генеральная схема является неотъемлемой составной частью проекта Программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до  2020 года.

 

     Целевой задачей данного документа является реализация решений, принятых в Генеральной схеме Мосузла, что позволит:

1.      Преобразовать железнодорожный транспорт Москвы из пригородного  в пригородно – городской, ориентированный на перевозку пассажиров не только в  сообщении Москва–пригород, но и между отдельными районами города, и увеличить объем перевозок пассажиров с 800 млн. чел. До 1 600 млн. чел. в год, включая пассажиров на новых маршрутах – Малом кольце и в аэропорты.

2.      Создать новые транспортные артерии пассажирского движения Малое кольцо и новые железнодорожные диаметры, включив их в систему  скоростного городского транспорта, что позволит разгрузить существующий транспорт города.

3.      Повысить качество пригородно – городских перевозок за счет увеличения интенсивности и тактовости движения на всех радиальных направлениях, применения более совершенного подвижного состава.

4.      Увеличить объем отправления пассажиров дальнего следования с 25,8 млн. чел. до 45,6 млн. чел. в год, включая  пассажиров в скоростном и высокоскоростном движении.

5.      Обеспечить повышение качества  обслуживания пассажиров дальнего следования, за счет реконструкции и строительства новых железнодорожных вокзалов и пассажирских технических станций с ремонтно – экипировочными  депо (РЭД) и вагономоечными комплексами (ВМК), обеспечивающих обслуживание и  ремонт вагонов как традиционного типа так и вагонов нового поколения.

6.      Обеспечить рост объема перевезенных грузов с 214,1 млн. т до 311,5 млн. т. исключив следование транзитных вагонопотоков через Москву.

7.      Обеспечить продвижение перспективных грузопотоков по  наиболее оптимальным маршрутам, в том числе с позиции  технической  и технологической эффективности.

 

 

Стратегия организации движения грузового транспорта и оптимизация грузовой работы на железнодорожных станциях и подъездных путях МЖУ

 

Правительством Москвы согласована, предложенная Департаментом, стратегия развития грузовой логистики, в соответствии с которой, в целях  оптимизации грузопотоков и исключения транзитной составляющей при  перевозке грузов автомобильным транспортом, до 01.01.2018 года планируется  закрытие всех грузовых дворов ОАО «РЖД» в центральной части города, с  организацией «грузового каркаса» в том числе  из 4 мультимодальных ТЛЦ на  станциях: Ховрино, Северянин, Люблино, Кунцево – 2.

     Указанные планы неоднократно обсуждались с ОАО «РЖД» на отдельных  совещаниях и рабочих группах АНО «Дирекция Московского  транспортного узла», и в итоге были представлены Правительством  Москвы 23.09.2013 на  заседании Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области.

 

     Одновременно с этим, на данном заседании была представлена позиция Правительства Москвы по ликвидации подъездных путей необщего пользования в пределах Малого кольца Московской железной дороги, что позволит обеспечить беспрепятственное проведение необходимых  строительно-монтажных работ, и соответственно реализовать проект «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги» в установленные сроки.

 

     Вопрос оптимизации грузовой работы станций на подъездных путях необщего пользования тяготеющих к МК МЖД  регулярно рассматриваются на совещаниях в Департаменте.

     В целях реализации вышеуказанных мероприятий в Департаменте создана межведомственная комиссия Департамента транспорта и развития дорожно – транспортной инфраструктуры города Москвы по согласованию открытия или закрытия железнодорожных переездов в городе Москве.

 

     На сегодняшний день уже подведены первые итоги:

·         Из 14 станций МК МЖД рекомендовано к закрытию для грузовой работы по отдельным параметрам тарифного руководства 10 станций – полностью, 2 частично. Две станции продолжают работу в штатном режиме;

·         Из рассмотренных на заседаниях Комиссии 67 путей необщего  пользования рекомендовано к закрытию  – 23;

·         25 предприятий стратегического назначения и стройкомплекса продолжает  работу в штатном режиме;

·         Полностью исключена деятельность 15 предприятий, осуществляющих переработку контейнизированных и товарно – штучных грузов, формирующих основной объем транзитных грузов.

 

Дальнейшая работа проводится на радиальных направлениях, завершение  планируется в ноябре 2014 года.

 

 

Развитие вокзальных комплексов города Москвы

 

Правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» осуществляет реконструкцию столичных вокзалов. На базе самих вокзальных комплексов создаются современные транспортно – пересадочные узлы с развитой  общественно – деловой функцией.

     В 2013 году ОАО «РЖД» выполнило комплекс  работ по следующим  пунктам:

·         Капитальный ремонт дорожного покрытия и привокзальной инфраструктуры;

·         Освобождение привокзальных площадей  от незаконной торговли;

·         Озеленение территории;

·         Организация навигации для пассажиров и посетителей привокзальных  территорий;

·         Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями;

·         Улучшение качества обслуживания пассажиров;

·         Установка декоративных мачты систем освещения, фонтанов, скульптурных композиций.

 

Также продолжаются работы по организации движения  на привокзальных площадях  и строительства парковок.

     В рамах реализации мероприятий Комплексной программы  обеспечения безопасности населения на транспорте, на вокзалах установлены зоны досмотра пассажиров и багажа, а также осуществляется внедрение инновационной системы безопасности ИКСБ (интегрированная комплексная система безопасности) и современной системы интеллектуального видеонаблюдения (КАРС).

     Для реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения  или о возникновении чрезвычайной ситуации» в городе  Москве Дирекция железнодорожных вокзалов сообщила о  принципиальном согласии установить терминалы системы ОКСИН на железнодорожных вокзалах города Москвы после завершения проводящейся реконструкции вокзалов и замены старых систем оповещения и информирования.

     Бессистемное расположение торговых палаток на коммерческой инфраструктуре вокзальных комплексов столицы вызвало многочисленные нарекания и жалобы пассажиров на сложность перемещения по платформам, ухудшение санитарно – гигиенической обстановки, затрудняло проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий. В связи с этим, ДЖВ при поддержке Правительства Москвы проведена процедура прекращения деятельности нестационарных коммерческих объектов, расположенных на перронах вокзальных комплексов Московского узла и расторжения договоров аренды с их владельцами..

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика